ФЭНДОМ

Ютараптор (лат. Utahraptor; букв. «похититель из Юты») — род плотоядных ящеротазовых динозавров средних размеров (до 7 м в длину) из семейства дромеозаврид[1], живших в раннем меловом периоде (барремский ярус) (около 130,0 — 125,0 миллионов лет назад) на территории нынешней Северной Америки. Останки обнаружены в штате Юта, (США), откуда и название.

2-utahraptor-corey-ford

Ютарапторы, возможно, были высшими хищниками и охотились на некоторых относительно крупных динозавров[2].

Содержание

  • 1 История открытия
  • 2 Биология
  • 3 Ютараптор в мировой культуре
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Видео

История открытия

Впервые останки ютараптора обнаружены палеонтологами Джеймсом Киркландом, Робом Гастоном и Доном Бургом в округе Гранд Каунти (формация Cedar Mountain) штата Юта, и дали ему имя «ютараптор» в 1991 году[2]. Найденные останки хранились в музее Доисторической жизни при колледже Землеведения в Юте. В 1993 году знаменитые американские палеонтологи Джон Остром и Крис Мейс официально утвердили название «ютараптор», и описали динозавра как Utahraptor ostrommaysi.

На данный момент первый и единственный скелет ютараптора смонтирован в музее Доисторической жизни в Юте, а его статуя встречает посетителей на входе в музей. В 2013 году статуя была похищена и через несколько дней найдена и возвращена в музей[3].

Биология

До открытия ютараптора считалось, что дромеозавриды были мелкими животными, достигавшими не более двух метров в длину. Однако ютараптор достигал целых 7 метров в длину и 0,5 т весом. Как и все дромеозавриды, ютараптор имел на втором пальце каждой из задних лап огромный серповидный коготь, который, однако, едва ли служил ему оружием в силу биомеханических ограничений.

Ближайший из известных родственников ютараптора — дромеозавриды дромеозавр (Dromaeosaurus) из верхнего мела Северной Америки и ахиллобатор (Achillobator giganticus) из верхнего мела Монголии.

Ютараптор в мировой культуре

  • В романе «Краснокожая хищница», написанном палеонтологом Робертом Беккером, рассказывалось о жизни самки ютараптора.
  • В сериале BBC «Прогулки с динозаврами» была показана охота пары ютарапторов на игуанодона. Однако, непонятно почему, действие происходит в Европе, в то время как ютарапторы обитали в Северной Америке. Также весьма маловероятна групповая охота ютарапторов или иных дромеозаврид.
  • Ютараптор появлялся в двух сериях сериала «Затерянные миры: бои динозавров», в одной из серий которого он предстал в битве с панцирным динозавром гастонией.
  • В романе Паула Зиндела «Раптор» были описаны эволюционировавшие ютарапторы, имеющие ядовитый коготь, обитающие в системе пещер штата Юта.
  • Ютараптор был одним из главных героев веб-комикса «Динозавровые комиксы» (Dinosaur Comics).
  • Ютараптор был одним из существ, проникших через временную аномалию

из мелового периода в современный Ванкувер в первой серии сериала «Портал юрского периода: Новый мир».

  • Ютараптор присутствует в компьютерной игре «ARK: Survival Evolved».

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики