ФЭНДОМ

Цинодо́нты[1] (лат. Cynodontia) — вымершая группа териодонтов («зверозубых ящеров»), относящихся к отряду звероподобных тетраподов — терапсид. Являлись предками млекопитающих и обладали почти всеми их признаками (больше всего напоминали современных однопроходных)[2]. Зубы были полностью дифференцированы (их дифференциация продолжалась в течение всего периода существования цинодонтов). Цинодонты откладывали яйца, подобно современным однопроходным млекопитающим и рептилиям. Скорее всего, они были теплокровными и покрытыми шерстью. Изучение строения черепа цинодонтов рода Dvinia показало, что у двинии присутствует разделение носовой полости на этмоидную и максиллярную турбиналии, что наблюдается только у теплокровных форм (птиц и млекопитающих) и связано с нагреванием вдыхаемого воздуха. Таким образом, имеются основания полагать, что теплокровность появилась уже на уровне пермских цинодонтов[3].

Содержание

  • 1 Классификация
  • 2 Филогения
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Классификация

В приводимой ниже классификации цинодонтов таксономический ранг для основных подразделений данного подотряда указан в соответствии с монографией Р. Кэрролла Палеонтология и эволюция позвоночных[4]. Цинодонты разделяются на следующие группы:

Инфраотряд процинозухии (лат. Procynosuchia) — наиболее примитивные цинодонты, в основном позднепермские. Вторичное нёбо частично неокостеневшее. Щёчные зубы мелкие, многочисленные, трикуспидальные. Череп обычно низкий. Конечности мощные, пальцы длинные. Некоторые, возможно, полуводные.

Два семейства:

Двинииды (лат. Dviniidae) — единственный род и вид (Двиния прима, лат. Dvinia prima) из поздней перми Восточной Европы (Архангельская область). Двинии — мелкие животные со специализированными щёчными зубами, возможно, растительноядные.

Процинозухиды (лат. Procynosuchidae) — из поздней перми Южной Африки (зона Dicynodon) и Европы. Всеядные, возможно, полуводные животные с длинным телом и широкими кистями и стопами. 5—6 родов, наиболее известен процинозух (лат. Procynosuchus) из Южной Африки и Германии.

Группа эпицинодонты (лат. Epicynodontia) — более прогрессивные цинодонты поздней перми — раннего триаса: галезавриды (лат. Galesauridae) и тринаксодонтиды (лат. Thrinaxodontidae) — два близкородственных семейства некрупных хищных цинодонтов. Наиболее известен тринаксодон (лат. Thrinaxodon) из раннего триаса (зона Lystrosaurus) Южной Африки и Антарктики, но другие представители известны и из Восточной Европы. Тринаксодон — один из самых изученных цинодонтов.

Инфраотряд эуцинодонты (лат. Eucynodontia). Включает всех остальных цинодонтов, преимущественно триасового возраста. По результатам исследования Лю Цзюня и П. Олсена (2010)[5] делится на две подгруппы: Cynognathia и Probainognathia.

Группа Cynognathia включает семейство циногнатиды (лат. Cynognathidae) и группировку цинодонтов, в совокупности называемых «гомфодонтами» (семейства Diademodontidae, Trirachodontidae, Traversodontidae). Циногнатиды (обычно в это семейство включают единственный род — циногнат (лат. Cynognathus, который также является одним из наиболее изученных цинодонтов) известны из раннего — среднего триаса Южной Африки, Антарктиды, Южной Америки; это — крупные (до 2,5 метров длиной) хищные животные. Гомфодонты (некоторые из них достигали длины 2 метров, отличаясь массивным телосложением) в целом очень напоминают хиникводонтов, отличаясь от них расширенными щёчными зубами; известны из среднего — позднего триаса Южной Америки, Южной Африки и Восточной Европы.

Группа Probainognathia включает «хиникводонтов» — триасовых хищных прогрессивных цинодонтов (семейства Chiniquodontidae и Probainognathidae), «иктидозавров» — очень мелких позднетриасовых и раннеюрских млекопитающих (семейства Therioherpetidae и Tritheledontidae), а также наиболее прогрессивных Tritylodontidae и Brasilodontidae.

Хиникводонты обычно были среднего размера (некоторые достигали длины 1,5 метра). Имели многие черты млекопитающих, включая значительное уменьшение слуховых косточек и появление «двойного» нижнечелюстного сустава. Возможно, была диафрагма (рёберный ряд укорочен). Известны из среднего — позднего триаса Южной Америки.

К иктидозаврам относятся мелкие (размером с мышь) цинодонты, известные из Южной Америки, Южной Африки и Северной Америки. Они близки к предкам млекопитающих, но большинство известных родов жило слишком поздно, когда млекопитающие уже существовали.

Наконец, жившие в юрский период и в начале мела растительноядные тритилодонты (лат. Tritylodontidae) и близкие к ним насекомоядные позднетриасовые бразилодонты (лат. Brasilodontidae) — это прогрессивные цинодонты, чрезвычайно сходные с млекопитающими. Щёчные зубы многобугорчатые; скелет также чрезвычайно сходен со скелетом млекопитающих, вероятно, была диафрагма, сумчатые кости. У тритилодонтов (некоторые до 1—1,5 метров длиной) были утрачены клыки и развились крупные резцы, как у грызунов. Известны со всех континентов, кроме Австралии.

Филогения

Приведём кладограмму, раскрывающую внутреннюю структуру подотряда Cynodontia и составленную с учётом результатов исследования Лю Цзюня и П. Олсена (2010)[5]:

Cynodontia

†Dviniidae

†Procynosuchidae

†Madysauridae

Epicynodontia

†Galesauridae

†Thrinaxodontidae

Eucynodontia

Cynognathia

†Cynognathidae

Gomphodontia

†Diademodontidae

†Trirachodontidae

†Traversodontidae

Probainognathia

†Chiniquodontidae

†Probainognathidae

Prozostrodontia

Prozostrodon

† Therioherpetidae

† Tritheledontidae

† Tritylodontidae

† Brasilodontidae

MAMMALIA

5cb235e8ffe60e3711bff522816bee61.jpg

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики