ФЭНДОМ

Ceratosaurus New.png
8d0087aa6345d32578053f2d9843b81c.jpg
Цератозавр (лат. Ceratosaurus, от греч. κερας/κερατος — рог + ящер) — род хищных ящеротазовых динозавров из семейства цератозавриды, живших в юрском периоде на территории Северной Америки, Европы и Африки. Включает в себя 4 вида.

Содержание

  • 1 Биология
  • 2 История открытия
  • 3 Экология
  • 4 Классификация
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биология

Отличается наличием плоского (в виде гребня) носового рога, ещё два выдающихся гребня росли над глазами. Вдоль спины — ряд костных пластинок, как у древних предков динозавров, остистые отростки спинных позвонков высокие. Хвост гибкий, по-видимому, без жёстких сухожилий, оплетавших позвонки. Передние конечности очень короткие, но сохраняют 4 пальца. Череп легко построен, кинетичный (мог расширяться за счёт подвижных сочленений между костями) для заглатывания крупных кусков мяса. Очень большие верхние зубы, у некоторых видов их вершины при закрытой пасти торчали ниже нижнего края нижней челюсти.

История открытия

Описан О. Ч. Маршем в 1884—1888 годах из позднеюрских (киммеридж) отложений Колорадо, в знаменитой формации Моррисон. Типовой вид — C. nasicornis, длиной до 6 метров, весом менее тонны. Недавно были описаны ещё два американских вида: C. dentisulcatus, отличающийся несколько более высоким черепом и крупными (до 8 метров длиной) размерами; C. magnicornis — некрупный вид с низким черепом и огромными верхними зубами. Остатки цератозавра (C. dentisulcatus) недавно найдены в позднеюрских (титонских) отложениях Португалии. Зубы цератозавров описаны из поздней юры Швейцарии и Танзании, причём африканский вид «Megalosaurus» ingens мог достигать длины 9—12 метров. Не исключается, что этот африканский вид — синоним C. dentisulcatus. Таким образом, цератозавры имели весьма широкое распространение. Так же есть вид Ceratosaurus roechlingi, помеченный как nomen dubium — который не может быть четко идентифицирован из-за недостатка окаменелостей[1].

Экология

Цератозавр был хищником, нападавшим преимущественно на некрупную добычу (орнитопод, детенышей завропод), в отличие от аллозавров, убивавших даже крупных зауропод[источник не указан 463 дня]. Неизвестно, охотились ли цератозавры стаями.

Классификация

Последние исследования костей цератозавров не дают четкого определения, к какой группе относится данный род. Одни ученые, в частности Mateus в 2006 году и Soto с Perea в году 2008 относят его к семейству цератозавридов, другие (например Carrano с Sampson в 2008 году и Ezcurra в 2010) причисляют к группе цератозавров[2].

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики