Фэндом

4716338603 6ecc832c3e b.jpg
Хацегопте́рикс[1] (лат. Hatzegopteryx) — род птерозавров из семейства аждархид, живших во времена верхнемеловой эпохи (верхний маастрихт, 70,6—66,0 млн лет назад) на территории современной Румынии. Типовой и единственный вид — Hatzegopteryx thambema[2].

Размер найденных черепных фрагментов, левой плечевой кости и другие ископаемых остатков указывают, что вид был одним из самых крупных птерозавров.

Фрагмент левой плечевой кости

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Описание
    • 2.1 Череп
    • 2.2 Размеры
  • 3 См. также
  • 4 Примечания

Этимология

Род назвали в 2002 году французский палеонтолог Эрик Буффето и румынские палеонтологи Дан Григореску и Золтан Чики. Родовое название дано в честь румынского города Хацег[en] (рум. Hațeg) — кости хацегоптерикса были найдены в районе мезозойского острова Хацег[en]. Вторая часть образована от др.-греч. πτέρυξ — крыло. Видовое название thambema образовано от греч. «монстр» и отсылает к размерам хацегоптерикса.

Описание

Остатки хацегоптерикса найдены в 2002 году в верхнемаастрихтской формации Densus Ciula[en] в западной Румынии. Голотип FGGUB R 1083A, состоит из задней части черепа и повреждённой проксимальной части левой плечевой кости. 38,5-сантиметровый диафиз бедренной кости, найденный поблизости (FGGUB R1625), может также принадлежать хацегоптериксу.

Череп

Hatzegopteryx thambema, предположительно, имел крепкий расширяющийся к тылу череп и массивные челюсти. Многие ископаемые кости вида сильно схожи с кетцалькоатлем, но у хацегоптерикса был намного более тяжёлый череп и другое сочленение челюстей, похожее на таковое у птеранодона. Сравнивая с другими птерозаврами: никтозавром и анангуэрой, Буффето с коллегами в описании находки дают оценку длины черепа до 3 м длиной, что больше, чем у кетцалькоатля[3].

Размеры

Авторы оценивали размер хацегоптерикса, сравнивая фрагмент плечевой кости, 23,6 см длиной, с плечевой костью кетцалькоатля, считающегося самым крупным известным птерозавром. Образец кетцалькоатля TMM 41450-3 имеет плечевую кость длиной 54,4 см. Фрагмент плечевой кости хацегоптерикса меньше половины целой, поэтому она, скорее всего, была немного длиннее кости кетцалькоатля. Размах крыльев последнего был в 1981 году оценён в 12—13 метров, более ранние оценки же говорили о 15—20 метрах. Отсюда авторы заключили, что оценка размаха крыла хацегоптерикса в 12 метров достаточно скромна, «если его плечевая кость была действительно длиннее, чем таковая у Q. northropi». В 2003 году оценки были пересмотрены: размах крыльев — приблизительно 12 метров и длина черепа — свыше 2,5 метра[4]. В 2010 году Марк Уиттон заявил, что кажущееся превосходство размеров плечевой кости хацегоптерикса вызвано её деформацией после отложения в породе, так что, вероятно, его размах крыльев был больше, чем размах крыльев кетцалькоатля, оцениваемый в настоящее время в 10—11 метров.[5].

Также на Фэндоме

Случайная вики