ФЭНДОМ

Триа́совый пери́од (триа́с) — первый геологический период мезозойской эры. Следует за пермским периодом и предшествует юрскому. Начался 252 млн лет назад, закончился 201 млн лет назад[1]. Продолжался, таким образом, около 51 млн лет. Комплекс отложений (горных пород), соответствующих данному возрасту, называется триа́совой систе́мой[2].

Введён Фридрихом Альберти в 1834 году. Назван по наличию трёх слоёв в континентальных отложениях этого времени в Западной Европе: пёстрого песчаника, раковинного известняка и кейпера.

Содержание

  • 1 Подразделение триасовой системы
  • 2 Геологические события
  • 3 Климат
  • 4 Растительность
  • 5 Животный мир
    • 5.1 Насекомые
  • 6 Литература
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Подразделение триасовой системы

Т.jpg

Триасовая система подразделяется на 3 отдела: нижний, средний, верхний. Нижний отдел подразделяется на индский, оленёкский ярусы; средний — анизийский, ладинский; верхний — карнийский, норийский, рэтский.

система отдел ярус Возраст, млн лет назад
Нижняя меньше
Верхний Рэтский 208,5—201,3
Норийский 227—208,5
Карнийский 237—227
Средний Ладинский 242—237
Анизийский 247,2—242
Нижний 251,2—247,2
251,9—251,2
Пермь Лопинский Чансинский больше
Деление дано в соответствии с IUGS по состоянию на декабрь 2016 года

Геологические события

До наступления триаса все материки существовали в виде единого гигантского суперконтинента — Пангеи. С наступлением триаса Пангея начала постепенно раскалываться. В триасе сильно сокращаются площади внутриконтинентальных водоёмов, развиваются пустынные ландшафты. К этому периоду относится начало отложений пород таврической серии, широко распространённой в Крыму (нерасчленённые верхний триас и нижняя юра). Эти породы составляют нижнюю часть Крымских гор[3].

  • Палеогеографические реконструкции

Климат

Потепление климата вызывает высыхание многих внутренних морей. В оставшихся морях растёт уровень солёности. Происходит ослабление климатической зональности и сглаживание температурных различий. В триасовом периоде концентрация кислорода в атмосфере составляла 10—15%[4][5].

Растительность

На суше продолжали господствовать семенные папоротники. Начали получать всё большее распространение голосеменные, цикадовые, гинкго и хвойные. Растительный мир суши наследовал черты позднепермской эпохи. В триасе исчезли древовидные плауновые и каламитовые, кордаитовые, прапапоротники и большая часть древних хвойных. Были распространены диптериевые папоротники, саговники, беннеттиты, гинкговые, мезофитные хвойные, хвощёвые растения.

В позднем триасе исчезли около половины всех наземных растений[6].

Животный мир

Рептилии: нотозавры, ихтиозавры, плакодонты, склерозавры, талаттозавры (аскептозавр).

Склероторакс — раннетриасовый лабиринтодонт

Мастодонзавр — гигантский среднетриасовый лабиринтодонт

Среди морских беспозвоночных преобладали цератиты (головоногие моллюски), появившиеся в конце перми и вымершие в конце триасового периода; характерны пелециподы, наутилоидеи. Появляются новые группы моллюсков: белемниты, аммониты, улитки, устрицы.

Крупнейшими хищниками становятся водные. В это же время, происходит значительное падение разнообразия позвоночных.

На суше развиваются рептилии. Появляются первые теплокровные — яйцекладущие млекопитающие, а также протоавис, по предположению некоторой части палеонтологов, предки птиц. В триасе широкое распространение получают ранние Archosauriformes — быстропередвигающиеся сухопутные рептилии, предки динозавров.

Наряду с лабиринтодонтами, котилозаврами, существовавшими ещё в пермское время, появились характерные для мезозоя архозавры, ихтиозавры, черепахи, в конце триасового периода — костистые рыбы. Биота раннетриасового возраста под Парижем в штате Айдахо (США), существовавшая через лишь 1,3 млн лет после пермского вымирания, насчитывает не менее 20 отрядов животных. В парижской биоте найдены лептомитидные губки, характерные для кембрия и ордовика и головоногие моллюски колеоиды, характерные для юрского периода[7][8].

В позднем триасе вымерла четвёртая часть морских животных[6].

Насекомые

В триасе в разных группах насекомых основные изменения происходят в разное время. Сетчатокрылые в течение всего периода увеличивали видовое разнообразие.

В раннем триасе не было наземных жуков, хотя в перми они были широко распространены.

В среднем триасе расцветают полужесткокрылые, жесткокрылые (предположительно большинство — водные формы), стрекозы и подёнки.

В позднем триасе появляется один из последних больших отрядов насекомых — двукрылые, а также перепончатокрылые (единственное семейство Xyelidae, многие виды которого вымирают в ранний или средний юрский период). Наиболее распространёнными становятся мезозойские семейства Panorpidae, Orthophlebiinae. Наряду с ними ещё довольно многочисленны ныне вымершие Permochoristidae.

Достоверно известно, что в конце триаса существовали прямокрылые; у самцов некоторых видов имелся звуковой аппарат на передних крыльях для привлечения самок. В конце триаса вымерло одно из восьми семейств стрекоз.

На границе триаса и юры, синхронно с великим морским вымиранием, происходит и падение разнообразия насекомых, хотя основные изменения их состава произошли ранее, ещё в позднем триасе.

Литература

  • Иорданский Н. Н. Развитие жизни на земле. — М.: Просвещение, 1981.
  • Короновский Н. В., Хаин В. Е., Ясаманов Н. А. Историческая геология : Учебник. — М.: Академия, 2006.
  • Ушаков С. А., Ясаманов Н. А. Дрейф материков и климаты Земли. — М.: Мысль, 1984.
  • Ясаманов Н. А. Древние климаты Земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1985.
  • Ясаманов Н. А. Популярная палеогеография. — М.: Мысль, 1985.
  • Монин А. С. Популярная история Земли. — 2-е изд. — М.: Наука, 1980. — 224 с.
  • Пономаренко, А. Г. и Сукачева, И. Д. 2001. Насекомые конца триаса-начала юры. PDF
  • Вёрфенский ярус // Большая советская энциклопедия: В 66 томах (65 т. и 1 доп.) / Гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1926—1947.
Triassic landscape.jpg
3433 7 1433780971 915.jpg

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики