ФЭНДОМ

Сумчатый или тасманийский волк, или тилацин[1] (лат. Thylacinus cynocephalus, англ. Tasmanian tiger) — вымершее сумчатое млекопитающее, единственный представитель семейства сумчатых волков. Впервые его описание было опубликовано в трудах лондонского Линнеевского общества в 1808 году натуралистом-любителем Харрисом. Родовое название Thylacinus означает «сумчатая собака» — от др.-греч. θύλᾰκος «мешок» и κύων «собака», видовое cynocephalus — от κῠνοκέφᾰλος «собакоголовый».

Содержание

  • 1 Открытие
  • 2 Распространение
  • 3 Внешний вид
  • 4 Образ жизни и рацион
  • 5 Размножение
  • 6 Клонирование
  • 7 Галерея Thylacinus cynocephalus
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Открытие

Наскальный рисунок сумчатого волка в местности Убирр

Местные народы Австралии первыми установили контакт с сумчатыми волками. Это подтверждают найденные в большом количестве гравюры и наскальные рисунки, которые относятся не позднее чем к 1000 году до н. э.[2]

К тому времени, когда первые исследователи прибыли в Австралию, этих животных в Тасмании было уже мало. Европейцы, возможно, впервые столкнулись с сумчатым волком в 1642 году, когда Абель Тасман прибыл в Тасманию. Высадившиеся на берег члены экспедиции сообщили об обнаружении следов «диких животных, имеющих когти, как у тигра»[3]. Марк-Жозеф Марион-Дюфрен в 1772 году сообщил, что наблюдал «тигровую кошку»[4]. Но эти сведения не позволяют однозначно определить, о каком животном идёт речь. Первая официально зафиксированная встреча французских исследователей с представителем вида произошла 13 мая 1792 года, как отмечено натуралистом Жаком Лабиллардьером в его журнале об экспедиции во главе с д’Антркасто. Однако только в 1805 году Уильям Патерсон, лейтенант-губернатор северной части Земли Ван-Димена (нынешней Тасмании), послал подробное описание для публикации в Sydney Gazette[5].

Первое подробное научное описание было сделано представителем Тасманского Общества, инспектором Джорджем Харрисом в 1808 году[6][7]. Харрис сначала поместил сумчатого волка в род Didelphis, который был создан Линнеем для американского опоссума, описывая его как Didelphis cynocephala — «опоссум с головой собаки». Представление, что австралийские сумчатые существенно отличаются от известных родов млекопитающих, привело к появлению современной системы классификации, и в 1796 году выделен род Dasyurus, к которому и был в 1810 году отнесён сумчатый волк. Чтобы решить смешание греческой и латинской спецификации, имя разновидности было изменено на cynocephalus. Общее название происходит непосредственно из имени рода, первоначально от греческого θύλακος (thýlakos), означающего «мешочек» или «мешок»[8][9][a][10].

Распространение

20462565.jpg

Возможный ареал на о. Тасмания

В конце плейстоцена и начале голоцена сумчатый волк водился в материковой Австралии, а также на острове Новая Гвинея. Однако не менее 3 000 лет назад он был вытеснен отсюда собаками динго, завезёнными из Юго-Восточной Азии. В историческое время сумчатый волк известен только на острове Тасмания, где не водились динго. В XVIII и начале XIX веков сумчатый волк был широко распространён и многочислен на Тасмании, пока в 30-х годах XIX века не началось массовое истребление этого зверя, которого считали врагом разводимых фермерами овец. За голову каждого убитого зверя власти выдавали премии охотникам. Он также разорял птичники и поедал дичь, попавшуюся в капканы. О невероятной свирепости и кровожадности сумчатых волков ходили легенды. Как следствие бесконтрольного отстрела и отлова, к 1863 году сумчатые волки сохранились только в труднодоступных горных и лесных районах Тасмании. Катастрофическое падение его численности произошло в начале XX века, когда на Тасмании разразилась эпизоотия какой-то болезни, вероятно, собачьей чумы, занесённой привозными собаками. Сумчатые волки оказались ей подвержены, и к 1914 году их остались считанные единицы. Однако даже в 1928 году, когда был принят закон об охране фауны Тасмании, сумчатый волк оказался не внесён в число охраняемых видов. Последний дикий сумчатый волк был убит 13 мая 1930 года, а в 1936 году в частном зоопарке в Хобарте умер от старости последний сумчатый волк, содержавшийся в неволе. Запрет на их добычу был введён только в 1938 году, а в 1966 году на юго-западе острова, в гористом районе у озера Сент-Клэр, был организован заказник площадью в 647 000 га, треть которого позднее преобразовали в национальный парк. В 2011 году австралийские учёные заявили, что из-за относительно слаборазвитой челюсти сумчатые волки не могли охотиться на овец (что вменялось им в вину и вызвало истребление)[11]. Другой причиной исчезновения вида названо его низкое генетическое разнообразие[12].

Воспроизвести медиафайл

Кинозапись жизни сумчатого волка, снятая в Хобартском зоопарке, Тасмания, в 1911, 1928, и 1933. Два других фильма сняты в Лондонском зоопарке

В отличие, например, от несомненно уничтоженной фолклендской лисицы, сумчатый волк, возможно, выжил в глухих лесах Тасмании. В течение последующих лет были зарегистрированы случаи встреч с животным, однако ни один из них не получил достоверного подтверждения. Случаи поимки сумчатого волка неизвестны, а предпринимавшиеся попытки его отыскать не увенчались успехом. В марте 2005 года австралийский журнал The Bulletin предложил 1,25 млн австралийских долларов награды тому, кто поймает живого сумчатого волка[13], но награда до сих пор не востребована. Ещё один пока не подтверждённый случай произошёл в сентябре 2016 года, когда некое животное (предположительно, сумчатый волк) попало в объектив дорожной видеокамеры[14].

Внешний вид

Сходство сумчатого волка с волчьими

Сумчатый волк был самым крупным из хищных сумчатых. Сходство его облика и повадок с волчьими — пример конвергентной эволюции, а от ближайших родственников, хищных сумчатых, он резко отличался и размерами, и формой тела.

Удлинённая пасть могла открываться очень широко, на 120 градусов

В длину сумчатый волк достигал 100—130 см, вместе с хвостом 150—180 см; высота в плечах — 60 см, вес — 20—25 кг. Внешне сумчатый волк напоминал собаку — туловище у него было удлинённое, конечности пальцеходящими. Череп сумчатого волка также напоминал собачий и по размерам мог превышать череп взрослого динго. Однако толстый у основания и тонкий на конце хвост и согнутые задние лапы напоминали о сумчатом происхождении этого хищника. Волосяной покров у сумчатого волка короткий, густой и грубый, с серо-жёлто-бурой спиной, покрытой 13—19 тёмно-бурыми поперечными полосами, идущими от плеч до основания хвоста, и с более светлым брюхом. Морда — серая, с размытыми белыми отметинами вокруг глаз. Уши — короткие, закруглённые, стоячие.

В отличие от настоящих волков резцов восемь, а не шесть, и в костном нёбе черепа слишком большая щель[15].

Удлинённая пасть могла открываться очень широко, на 120 градусов: когда животное зевало, его челюсти образовывали почти прямую линию. Изогнутые задние лапы делали возможной специфическую скачущую походку и даже прыжки на носках, похожие на прыжки кенгуру. Сумка сумчатого волка, подобно сумке тасманского дьявола, была образована складкой кожи, открывавшейся назад и прикрывающей две пары сосков.

Образ жизни и рацион

Сумчатые волки в нью-йоркском зоопарке, 1902 год

Изначально обитатель негустых лесов и травянистых равнин, сумчатый волк был вытеснен людьми в дождевые леса и в горы, где обычным убежищем ему служили норы под корнями деревьев, дупла упавших деревьев и скалистые пещеры. Вёл ночной образ жизни, однако иногда его замечали гревшимся на солнце. Образ жизни был одиночный, иногда для охоты собирались пары или небольшие семейные группы.

Питался сумчатый волк средними и крупными наземными позвоночными — валлаби, мелкими сумчатыми, ехиднами, птицами и ящерицами. После завоза на Тасманию овец и домашних птиц они тоже стали добычей сумчатого волка. Часто поедал животных, попавших в капканы; поэтому его самого успешно ловили капканами. По разным версиям, сумчатый волк или подстерегал добычу в засаде, или неторопливо преследовал добычу, доводя её до изнеможения. К недоеденной добыче сумчатый волк никогда не возвращался, чем пользовались более мелкие хищники, вроде сумчатых куниц. Голос сумчатого волка на охоте напоминал кашляющий лай, глухой, гортанный и пронзительный.

На человека сумчатые волки никогда не нападали и обычно избегали встречи с ним. Взрослые сумчатые волки приручались плохо; но молодые неплохо жили в неволе, если им давали, кроме мяса, и живую добычу.

Размножение

У самок на брюхе имелась образованная складкой кожи сумка, в которой вынашивались и выкармливались детёныши. Сумка открывалась назад между задними лапами, благодаря чему внутрь не попадали листья высокой травы и острые стебли, через которые животному приходилось бегать. У сумчатого волка не было определённого сезона размножения, но по-видимому был приурочен к декабрю, поскольку большинство детёнышей рождались в декабре-марте. Беременность была короткой — всего 35 дней, после чего рождались два — четыре слаборазвитых детёныша, которые через 2,5—3 месяца покидали сумку матери, хотя оставались с ней до возраста девяти месяцев. В неволе сумчатые волки не размножались. Продолжительность жизни в неволе составляла более восьми лет.

Клонирование

В 1999 году Национальный австралийский музей в Сиднее объявил о начале проекта по созданию клона сумчатого волка с использованием ДНК щенков этого животного, которые сохранились в музее в заспиртованном виде. В конце 2002 года ДНК удалось извлечь, однако образцы оказались повреждены и непригодны для использования. 15 февраля 2005 года было объявлено о приостановке проекта. Однако в мае 2008 года учёным всё же удалось заставить некоторые гены сумчатого волка работать в мышином эмбрионе[16][17]. Источником генетического материала послужил заспиртованный детёныш этого сумчатого хищника, который более ста лет хранится в сиднейском музее[18].

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики