ФЭНДОМ

960.jpg
Тиктаа́лик (лат. Tiktaalik roseae) — вид ископаемых лопастепёрых рыб из верхнего девона (франский век[1]), имевших много общих черт с четвероногими. Название означает «налим» на языке инуитов,

населяющих арктическую Канаду. Ископаемые останки были обнаружены в 2004 году в отложениях позднего девона (около 380 млн лет назад) на острове Элсмир (территория Нунавут, север Канады) палеонтологами Эдвардом Дешлером, Нилом Шубиным и Фаришем Дженкинсом.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 История открытия
  • 3 Происхождение названия
  • 4 Фотографии окаменелостей[2]
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Описание

Тиктаалик является переходным звеном между рыбами и наземными позвоночными. В его строении сочетаются черты тех и других. Признаки, свойственные рыбам: жабры и чешуя.

Признаки, характерные для переходных форм от рыб к четвероногим: строение костей и суставов конечностей, в том числе функциональный лучезапястный сустав, свойственный четвероногим, при наличии плавников, а также строение уха.

Признаки, традиционно приписываемые четвероногим: рёбра, по строению схожие с рёбрами четвероногих; подвижный шейный отдел; лёгкие.

История открытия

Согласно палеонтологическим данным, находки самых ранних полностью сформировавшихся амфибий относятся к отложениям возрастом 365 млн лет. В отложениях возрастом 385 млн лет до сих пор не было обнаружено никаких следов животных, которых можно классифицировать как переходные формы между рыбами и земноводными. Таким образом, наиболее вероятно нахождение переходных форм в отложениях возрастом около 375 млн лет. На североамериканском континенте известно три места, где отложения этого периода, относящиеся к дельтам крупных рек, выходят на поверхность. Они находятся в штате Пенсильвания (США), Восточной Гренландии и на арктических островах Канады[2]. Район Восточной Гренландии к началу 2000-х годов был хорошо изучен. Именно здесь Дженни Клэк[en] из Кембриджского университета нашла самое древнее известное земноводное. В штате Пенсильвания на месте взрывных работ при строительстве дороги Нил Шубин (один из первооткрывателей тиктаалика) нашёл лопатку, относящуюся к древнему земноводному Hynerpeton возрастом 360 млн лет. Территория же канадских арктических островов была совершенно не исследована палеонтологами. Именно из этих соображений Нил Шубин в 1999 году предпринял экспедицию на остров Мелвилл на крайнем западе канадской Арктики[2].

Поверхность острова Мелвилл представляла собой отложения, сформировавшиеся на дне древнего океана. Здесь было найдено множество останков глубоководных рыб, однако найти здесь переходные формы оказалось невозможным. Нужны были отложения древних озёр и речных мелководий, поэтому в 2000 году экспедиция переместилась восточнее — на остров Элсмир, который 375 млн лет назад представлял собой побережье древнего континента Лаврентия и располагался в районе экватора. В конце полевого сезона 2000 года экспедицию ждала удача — был найден слой с большим количеством останков рыб. Но только в 2004 году исследователи обнаружили останки рыбы с плоской головой, передние конечности которой были сформированы сходно с тетраподами — к лопатке крепилось подобие плечевой кости, затем парные кости, соответствующие лучевой и локтевой, затем множество костей, сходных с запястьем и пальцами. Возраст находки составил 375 млн лет[2].

Происхождение названия

Находка была сделана на канадской территории Нунавут, где обитают эскимосские племена. В 2006 году Нил Шубин послал Совету старейшин территории просьбу выбрать для находки имя. Совет старейшин предложил два варианта: Siksagiaq и Tiktaalik. Из соображений удобопроизносимости был выбран второй вариант, который на языке инуктитут означает «налим»[2].

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики