Фэндом

Теризинозавр (лат. Therizinosaurus; буквально «косящий ящер» или «ящер-косарь» от др.-греч. θερίζω — «кошу, срезаю» и σαῦρος — «ящер») — род больших тероподных динозавров. Теризинозавр жил в конце мелового периода (поздний кампан — ранний маастархит, около 70 миллионов лет назад), и был одним из последних и крупнейших представителей своей уникальной группы — теризинозавров. Их окаменелости впервые были обнаружены в Монголии, и первоначально из-за их формы черепа относили к более примитивным рептилиям (отсюда название вида, Т. cheloniformis — «сформированный как черепаха»).

Therizinosaurus-3.jpg

теризинозавр борится с Тарбозавром

Известно лишь несколько костей, в том числе гигантские когти, из-за которых он и получил своё название.

Содержание

  • 1 История открытия
  • 2 Классификация
  • 3 Описание
  • 4 Назначения когтей
  • 5 Перья
  • 6 Теризинозавр в мировой культуре
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История открытия

Первые ископаемые останки теризинозавра были открыты в 1948 году совместной советско-монгольской экспедицией, в Немегт (формирования Юго-Западной Монголии) экспедиция обнаружила несколько гигантских когтей, достигавших метра и более в длину. Они были описаны в 1954 году советским палеонтологом Евгением Малеевым, который думал, что они принадлежали большой черепахе. Однако, не было известно, к какой группе существ они принадлежали до начала 1950-х годов, когда дальнейшие экспедиции обнаружили окаменелости более полные: несколько наборов когтей и части передних и задних конечностей. Последующие находки в северном Китае позволило палеонтологам собрать общую скелетную структуру животного, и было установлено, что это динозавр, а не черепаха. C территории России известны находки теризинозавра из илекской свиты нижнего мела местонахождения Шестаковский Яр в Чебулинском район Кемеровской области[1].

Классификация

Теризинозавр арт.jpg

Теризинозавр в сравнении с другими крупными тероподами и человеком Установление факта, что загадочные эрликозавр и сегнозавр являются тероподами, помогло прояснить отношение к теризинозавру. Для объяснения происхождения сегнозаврид были предложены различные теории, некоторые учёные даже предполагали, что те были потомками завроподоморф, но новые, хорошо сохранившиеся находки, такие как альксазавр в 1993 году и бэйпяозавр в 1996 году, представили подробную информацию о птичности таза, ног и черепа примитивного члена семейства и помогли подтвердить, что сегнозавриды принадлежали к той же группе динозавров, что и теризинозавр (поэтому их переименовали в теризинозаврид), и что теризинозавр был, в частности, травоядным тероподом.

Описание

Эмбрион теризинозавра

Хотя останки теризинозавра являются неполными, выводы о его физических характеристиках могут быть сделаны на основе соответствующих теризинозавридов. Как и другие члены его семейства, теризинозавр, вероятно, имел 9—12 метровую длину, маленький череп, венчавший длинную шею, двуногую походку и тяжелое, объёмное тело (о чём свидетельствует широкий таз других теризинозавридов) массой до 6 тонн[2]. Его передние конечности могли достигать длины 2,5 метра (8 футов) в длину, а у самых крупных особей - до 3,5 м[2]. Задние конечности имели четыре опорных когтя, в отличие от других тероподовых динозавров, у которых первый палец ноги был уменьшен. Наиболее отличительной особенностью теризинозаврид было наличие трёх гигантских когтей по одному на каждом пальце своих передних конечностей, они были особенно велики у теризинозавра, и, хотя крупные экземпляры когтя являются неполными, они, вероятно, достигли почти 1 метра (3,28 фута) в длину.

Назначения когтей

Коготь теризинозавра

Особенности питания теризинозавров неизвестны, поскольку материального черепа не было найдено, что может свидетельствовать о своеобразной диете. Однако, как и другие теризинозавры, был, вероятно, главным образом травоядным. Когти теризинозавра могли служить в нескольких функциях: например, он мог защищаться ими от хищников (таких, как например, тарбозавр), также возможна внутривидовая борьба за территорию или самку, ещё теризинозавр мог тянуть ими лиственные ветки в направлении рта. Если предположить, что теризинозавр был насекомоядным, то логично представить, что своими когтями динозавр разрывал гнёзда муравьёв и термитов[3]. Когти, возможно, даже выполняли все эти функции.

Перья

Окаменевшие кости передних конечностей теризинозавра из Монголии

Никаких окаменелых свидетельств того, что у теризинозавра были перья, пока не найдено, однако большинство современных учёных считают, что у теризинозавра было оперение, так как были обнаружены свидетельства того, что у некоторых теризинозаврид (в частности, у бэйпяозавра) перья были.

Теризинозавр в мировой культуре

Модель теризинозавра

В одной из серий телесериала «Прогулки с динозаврами» появлялся теризинозавр, где выглядел весьма реалистично, хотя и не имел перьев. Теризинозавр вошёл в Книгу рекордов Гиннесса сразу по двум причинам: во-первых, он имел самые длинные когти из

найденных, а во-вторых, он был признан самым странным динозавром.
46852754.jpg

Также на Фэндоме

Случайная вики