ФЭНДОМ

Спиноза́вр[2] (лат. Spinosaurus, буквально — шипастый ящер) — представитель семейства спинозаврид (Spinosauridae), обитавший на территории современной Северной Африки в меловом периоде (112—93,5 млн лет назад[3]).

Спинозавр

Впервые этот вид динозавров был описан по найденным в Египте останкам немецким палеонтологом Эрнстом Штромером[en] в 1915 году, который привёз скелет в Мюнхен. Однако, во время Второй мировой войны, в ночь с 24 на 25 апреля 1944 года, на город был совершён налёт, часть музея сильно пострадала, а кости спинозавра были уничтожены[4], хотя ранее Штромер предлагал эвакуировать экспозицию, но получил отказ директора[5]. До наших дней дошли лишь рисунки и редкие фотографии Штромера, на которых изображён голотип вида BSP 1912 VIII 19. На сегодняшний день палеонтологи располагают 20 образцами спинозавров. Половина из них была обнаружена в Марокко, четыре — в Египте, три — в Тунисе, по одному образцу из Нигера, Камеруна и Кении[6].

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Внешний облик
  • 3 Образ жизни
  • 4 Систематика
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Описание

Depositphotos 44758213-stock-photo-dinosaur-spinosaurus

Реконструкция 2014 года

Спинозавр хорошо известен по уничтоженным останкам,

I

реконструкция 2005 года.

не считая недавно обнаруженных зубов и элементов черепа. Недавно обнаруженные в Марокко ноги спинозавра[7], вероятно, принадлежали полувзрослой особи, так как достигали небольшого размера. Челюсть и элементы черепа, представленные в 2005 году, показывают, что он обладал одним из самых длинных черепов среди всех плотоядных динозавров, достигавшим почти 2 метров в длину[8]. Череп имел узкую морду с челюстями, заполненными прямыми конусообразными зубами. Спинозавр обладал огромными габаритами: до 15—16 метров[3], или около 16—18 метров[9] в длину и массой более 7 тонн[8] (возможно, около 11,7—16,7 тонн[10]).

Одной из отличительных черт спинозавра является его позвоночник. Отростки спинных и хвостовых позвонков своим размером и формой образуют своеобразный «парус». Похожие образования имелись и у других динозавров (спинозавриды, некоторые орнитоподы), а также у древних диапсид (Poposauroidea) и синапсид (сфенакодонты). Назначение «паруса» является предметом многочисленных дискуссий[11].

Внешний облик

Сравнение размеров человека и спинозавра

  • Устаревшая реконструкция спинозавра
  • Недавняя реконструкция
  • Новейшая реконструкция

На протяжении столетия со времени открытия спинозавра, представления о его внешнем облике постоянно менялись. Причиной этому был недостаток материала. На самых первых реконструкциях спинозавр изображался как типичный теропод с почти прямой походкой и черепом, подобным черепу аллозавра (кроме нижней челюсти, известной в то время)[12].

Во второй половине XX века спинозавра представляли, как большого барионикса с круглым парусом на спине. На это повлиял отказ от абсолютной бипедальности всех динозавров, а так же находка верхней челюсти[13].

В 2014 году палеонтологи Дэвид Мартилл, Низар Ибрагим, Пол Серено и Кристиано Даль Сассо обнаружили в Марокко части скелета спинозавра — куски черепа, фаланги пальцев передних конечностей, несколько хвостовых и спинных позвонков с отростками и задние конечности. Возраст неотипа FSAC-KK 11888 оценивается в 97 млн лет. Эта находка перевернула все представления палеонтологов о спинозавре. Во-первых, динозавр был поставлен на четвереньки. Во-вторых, полукруглая форма паруса была изменена на трапециевидную. В-третьих, было найдено подтверждение о более водном образе жизни, чем сухопутном[14][7]. Об этом был снят документальный фильм[5].

В свою очередь португальский палеоиллюстратор Родриго Вега предложил свою реконструкцию спинозавра, согласно которой спинозавр имеет квадрупедальную локомоцию, жировой горб и миниатюрный хобот. Он считает, что для животного, которое питается преимущественно рыбой (а в период засухи в водоёмах мелового периода она почти полностью отсутствовала), необходимо обеспечивать себе энергетический запас в виде жировой прослойки, или горба, на спине. Спинозавр отличается наличием достаточно больших передних конечностей, которые могут использоваться и для квадрупедальной локомоции. Родриго Вега считает, что стойка на задних лапах — чрезвычайно несбалансированное положение для спинозавра, так как центр тяжести спинозавра гораздо ближе к черепу, нежели к крестцовым позвонкам, как у других теропод. Кроме того, стойка на четырёх лапах очень маневренна, что весьма полезно при ловле рыбы на берегу[15][16].

Реконструкция скелета спинозавра

Образ жизни

Его узкие и длинные челюсти были усеяны большими острыми зубами и неплохо подходили для удержания вырывающейся жертвы, например, крупной рыбы или амфибии. Спинозавр был довольно крупным и имел хорошо развитые передние конечности, вооружённые большими острыми когтями, вероятно, игравшими не последнюю роль в удержании и убийстве захваченной зубами жертвы. Кости спинозавра были очень плотными и твёрдыми, из чего можно сделать вывод о хорошей способности ящера к плаванию[7]. Строение скелета и среда обитания (побережье, дельты и поймы рек[6]) динозавра позволяют предположить, что основной пищей спинозавра была рыба, например, распространённые в то время скаты Onchopristis.

Спинозавры

Систематика

Спинозавр дал своё имя семейству динозавров, спинозавридам, которое включает два подсемейства — Baryonychinae и Spinosaurinae. Также известны останки ещё не описанного динозавра из Австралии — позвонок, похожий на позвонок Baryonyx[17]. Спинозавр наиболее близок к родам Irritator и Oxalaia, все они объединены в подсемейство Spinosaurinae. Кладограмма анализа Tetanurae (сокращённая до Spinosauridae), представленная Allain и др. в 2012 году[18]:

SQJMMzJ81gxfljiTyNGiSbnkwtB

из фильма Планета динозавров

Spinosauridae
Spinosaurinae

Irritator

Spinosaurus

Baryonychinae

Ichthyovenator

Suchomimus

Baryonyx

длина Ареал Время значение имени
18м Нигер и Египет 115-95 млн. шипастый ящер

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики