ФЭНДОМ

Плейстоце́н (англ. Pleistocene, от др.-греч. πλεῖστος — самый многочисленный и καινός — новый, современный) — эпоха четвертичного периода, начавшаяся 2,588 миллиона лет назад и закончившаяся 11,7 тысячи лет назад[1].

Плейстоценовая эпоха сменила плиоценовую и сменилась голоценовой.

Pleistocene.jpg

Автор термина — шотландский геолог и археолог Чарльз Лайель, предложивший разделить третичный период на четыре геологических эпохи (включая Древний и Новый плиоцен) в первом томе его книги «Основы геологии» (1830). В 1839 году он предложил использовать термин «Плейстоцен» для Нового плиоцена. Кроме того, в литературе встречается устаревшее наименование Древнечетвертичный период[2][3][4].

Плейстоцен подразделяется на следующие периоды: доледниковый — эоплейстоцен (2—0,6 млн л. н.), в конце которого был первый ледниковый период — Гюнц, нижний плейстоцен (600—400 тыс л. н.), во время которого было второе оледенение — Миндель, средний плейстоцен (400—200 тыс л. н.) во время которого было третье оледенение — Рисс (Днепровское оледенение на Русской равнине), верхний плейстоцен (200—10 тыс л. н.) во время которого было последнее оледенение — Вюрм (Валдайское оледенение на Русской равнине). Возрастом 67,4—61,2 тыс. л. н. датируется похолодание во Франции. Ок. 63 тыс. л. н. был брерупский интерстадиал раннего вюрма[5][6].

Началу плейстоцена соответствует палеомагнитная граница Гаусс-Матуяма (en:Gauss-Matuyama reversal). Эта граница отделяет пьяченский ярус от гелазского[7]. Эпизод Олдувай во время магнитной эпохи Матуяма длился с 1,968 млн л. н. до 1,781 млн лет назад[8]. Эпизод Харамильо (en:Jaramillo reversal) длился в период с 1,073 млн л. н. до 991 тыс. л. н.[8] (по другим данным — с 990 тыс. л. н. до 950 тыс. лет назад[9]). Палеомагнитная стратиграфическая граница Матуяма-Брюнес (en:Brunhes–Matuyama reversal) приурочена к концу калабрия и границе эоплейстоцена и неоплейстоцена (0,781 млн лет назад)[10].

Для Евразии и Северной Америки плейстоцен был характерен разнообразным животным миром, в который входили мамонты, шерстистые носороги, пещерные львы, бизоны, яки, гигантские олени, дикие лошади, верблюды, медведи (как существующие ныне, так и вымершие), гигантские гепарды, гиены, страусы, многочисленные антилопы. В позднем плейстоцене большая часть существовавшей мегафауны вымерла. В Австралии исчезли сумчатые львы и дипротодоны — самые крупные (размером с носорога) сумчатые, когда-либо существовавшие на Земле. Предполагается, что вымирание вызвали первобытные охотники в конце последнего ледникового периода, либо вымирание произошло в результате изменения климата или комбинации этих факторов.

В настоящее время в России и США ведутся работы по восстановлению плейстоценовой мегафауны.

Содержание

  • 1 Жизнь в плейстоцене
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

Жизнь в плейстоцене

Основная статья: История жизни на Земле#Плейстоцен

Максимальное оледенение в плейстоцене

В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно тёплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников — такие отрезки времени называются ледниковыми периодами (гляциалами). Начало первого такого периода считается началом плейстоцена. В промежутках с более тёплым климатом, называемым межледниковьями (интергляциалами), льды отступали и уровень мирового океана поднимался. Наступления ледников и потепления на разных материках происходили по-разному, что затрудняет периодизацию плейстоцена. В отдельных районах случались локальные потепления (интерстадиалы), сменявшиеся локальными похолоданиями (стадиалы).

В ледниковые периоды оледенение доходило в некоторых районах до 40 параллели, общая площадь ледников составляла до 30% поверхности суши. Ледниковый щит, достигавший толщины 1,5-3 км, удерживал огромную массу воды, падение уровня мирового океана во время оледенений достигало 70-100 м. В плейстоцене Антарктический ледяной щит обрёл современные очертания, Южные Анды были закрыты Патагонским ледяным щитом, оледенели также Новозеландские острова и Тасмания. Кордильерский и Лаврентийский ледяные щиты покрывали северо-запад и северо-восток Северной Америки соответственно. В Евразии Финно-скандинавский ледяной щит покрывал Скандинавский полуостров и Британские острова, Альпийский щит — район Альпийских гор, Сибирский щит — остальную северную Евразию. Возле ледников существовали обширные приледниковые озёра, испарение воды из которых тормозилось холодным климатом. Так, современные Большое Солёное озеро, озеро Юта, Раш и несколько других являются остатками древнего озера Бонневилль.

У многих животных холодных регионов планеты (например, у мамонта и шерстистого носорога) появился густой шёрстный покров и толстый слой подкожного жира[11][12]. На равнинах паслись стада оленей и лошадей, на которых охотились пещерные львы и другие хищники. А приблизительно 180 тысяч лет назад на них начали охотиться и люди — сначала неандерталец, а затем и человек разумный[13].

Около 10 тысяч лет до н.э. последний ледниковый период окончился, ознаменовав собой конец эпохи плейстоцена и переход к голоцену.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики