ФЭНДОМ

0u58139749-b25be800-6424e933.jpg
Плацериас (Placerias) — гигантский дицинодонт,

живший в конце триасового периода, 221—210 миллионов лет назад. Известен из карнейских отложений Северной Америки. Особенно характерен для фауны Чинле в Аризоне («Каменный Лес»). Плацериас принадлежит к семейству Kannemeyeridae, являясь поздним крупным представителем этой группы. Длина черепа превышала 60 см, общая длина доходила до 3,5 метров, а высота — 1,6 метра. Масса животного достигала 1 тонны. Череп высокий и широкий, с высоким затылочным гребнем. Характерен обычный для дицинодонтов роговой клюв. Клыки редуцированы, но чрезвычайно развиты бивнеподобные выросты челюстных костей (особенно у самцов). Судя по строению затылочной области, животное было приспособлено к питанию какой-то надземной растительностью, «бивни» могли служить для сдирания коры (по другой версии — для выкапывания из почвы сочных клубней). Тело почти шарообразное, конечности очень мощные, хвост короткий. Вели стадный образ жизни, обычно это обосновывают нахождением остатков множества особей в одном месте, но более важно наличие заметного диморфизма в развитии «бивней» у разных особей. Это последний из дицинодонтов Северной Америки. Описан Лукасом в 1904 году, один вид — P. hesternus.

Плацериасы были показаны в знаменитом сериале BBC «Прогулки с динозаврами».

В трибу Placerini входят еще два рода дицинодонтов — могреберия (Moghreberia) из позднего триаса Марокко и ишигуаластия (Ischigualastia jenseni) из карнея Аргентины. Эти крупные дицинодонты сходны с плацериасом, отличаясь деталями строения черепа (в частности, могреберия сохраняет настоящие клыки, а у ишигуаластии клыков нет, выросты челюстных костей развиты слабее, чем у плацериаса). Ишигуаластия — самый крупный из известных дицинодонтов, весом более 1 тонны.

Плацериасы и их родичи были, вероятно, основной добычей гигантских крокодиломорфов — равизухий и престозухий, известных из тех же отложений карнейской эпохи. В частности, в сериале «Прогулки с динозаврами» показано, как равизухид постозух атакует стадо плацериасов.

Из среднего триаса (донгуз) Оренбургской области известны обломки верхнечелюстного «бивня» некрупного дицинодонта, сходного с плацериасом. Он получил название Edaxosaurus edentatus.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики