ФЭНДОМ

Пермь.jpg

Пермский период (пермь) — последний геологический период палеозойской эры. Начался 298,9 ± 0,15 млн лет назад. Продолжался около 47 млн лет[1]. Завершился 251,902 ± 0,024 млн лет назад величайшим в истории планеты массовым пермским вымиранием. Отложения периода подстилаются карбоновыми и перекрываются триасовыми.

Содержание

  • 1 История выделения
  • 2 Подразделения пермского периода (системы)
  • 3 Флора и фауна пермского периода
    • 3.1 Насекомые
  • 4 Климат
  • 5 Палеогеография и тектоника
  • 6 Пермские отложения на территории России
  • 7 Полезные ископаемые
  • 8 Пермско-триасовое вымирание видов
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Источники
  • 12 Ссылки

История выделения

В отличие от многих других геологических периодов, пермский период был выделен не на Британских островах, а в России. Пермский период выделен в 1841 году британским геологом Родериком Мурчисоном в районе города Пермь. Сейчас эта тектоническая структура называется Предуральским краевым прогибом. Мурчисон также обнаружил её широкое распространение на Урале и Русской равнине.

Это единственная геологическая система, получившая русское наименование[2].

Подразделения пермского периода (системы)

система отдел ярус Возраст,

млн лет назад

Нижний       меньше      
Пермь Лопинский Чансинский
254,14—251,9
Вучапинский
259,1—254,14
Гваде­лупский Кептенский
265,1—259,1
Вордский
268,8—265,1
Роудский
272,95—268,8
Приураль­ский Кунгурский
283,5—272,95
Артинский
290,1—283,5
Сакмарский
295,0—290,1
Ассельский
298,9—295,0
Верхний Гжельский больше
Деление дано в соответствии с IUGS по состоянию на декабрь 2016 года.

Международная стратиграфическая шкала пермской системы с 2004 года, Общая стратиграфическая шкала России на 1993 и с 2006 года и их основные корреляционные уровни.

[3] [4] [5] [6] [7] [8]

В соответствии с общей стратиграфической шкалой, принятой на конференции в Казани в 2004 году, в пермской системе российские геологи выделяют три отдела: нижний (приуральский), средний (биармийский) и верхний (татарский). В состав нижнего (приуральского) отдела вошли следующие ярусы (снизу вверх): ассельский, сакмарский, артинский, кунгурский, уфимский. В состав среднего (биармийского) отдела вошли казанский и уржумский ярусы, в состав верхнего (татарского) отдела — северодвинский и вятский ярусы. Также предлагается выделить между уржумским и северодвинским ярусами отдельный юрпаловский ярус и вязниковский ярус над вятским ярусом[9].

Флора и фауна пермского периода

Окаменелости пермского периода

Диметродон — ранняя пермь

Очёрская фауна

Насекомые

Из насекомых в перми существовали жуки, впервые появившиеся в этом периоде — 270 млн лет назад (все или почти все принадлежали к подотряду архостемат) и сетчатокрылые (все виды перешли в триас). Появляются ручейники и скорпионницы. В поздней перми последних насчитывалось 11 семейств, но в триас перешли только 4. В триас переходит единственное семейство ручейников. Существовали и те отряды, которых сейчас уже нет, например, так называемые титаноптеры, в числе самых первых из которых был дейнотитан, найденный в России.

Климат

Климат пермского периода характеризовался резко выраженной зональностью и возрастающей засушливостью. В целом можно сказать, что он был близок современному. Во всяком случае, у него было больше сходства с современным климатом, чем у последовавших периодов мезозоя. В пермском периоде отчётливо обособляется пояс влажного тропического климата, в пределах которого располагался обширный океан — Тетис. К северу от него находился пояс жаркого и сухого климата, которому соответствует широкое развитие соленосных и красноцветных отложений. Ещё севернее располагался умеренный пояс значительной влажности с интенсивным угленакоплением. Южный умеренный пояс фиксируется угленосными отложениями Гондваны.

В начале периода продолжалось оледенение, начавшееся в карбоне. Оно было развито на южных материках.

Для перми характерны красноцветные континентальные отложения и отложения соленосных лагун, что отражает повышенную засушливость климата: пермь характеризуется наиболее обширными пустынями в истории планеты: пески покрывали даже территорию Сибири.

В начале пермского периода содержание углекислого газа в атмосфере выросло с 250 ppm сначала до 1000 ppm, а затем до 3000 ppm[10].

Палеогеография и тектоника

  • Палеогеографические реконструкции

В пермском периоде закончилось формирование Пангеи, произошло столкновение континентов, в результате которого образовались Аппалачские горы.

С точки зрения теории геосинклиналей, в пермском периоде произошла герцинская складчатость.

Уже в триасовом периоде на месте многих гор образовались пустыни.

Пермские отложения на территории России

Одним из наиболее известных местонахождений ископаемых остатков пермского периода является Чекарда. В этом предуральском местонахождении на левом берегу реки Сылва вскрыты отложения кошелевской свиты, относящейся к верхней перми. Ещё одним местонахождением пермской фауны является уникальное Котельничское в районе городов Котельнич и Советск Кировской области.

Кроме того, множество пермских окаменелостей было найдено на территории Архангельской области, особенно вблизи рек Малая Северная Двина и Мезень. Среди найденных там животных обнаружены такие известные, как скутозавр, иностранцевия, ранний цинодонт двиния, а также многочисленные амфибии и насекомые.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики