Фэндом

Ophthalmosaurus 20130326 1.jpg

Офтальмозавр (др.-греч. ὀφθαλμός «глаз» и σαῦρος «ящер») — род ихтиозавров, обитавший в середине и в конце юрского периода (от 165 до 145 млн лет назад). Название дано из-за чрезвычайно больших глаз. Имел длину до 6 метров, челюсти были хорошо приспособлены для ловли моллюсков. Останки офтальмозавров находят в Европе (Великобритания, Россия), Северной Америке (США, Мексика) и Аргентине. Множество открытых особей всех возрастов делают офтальмозавра одним из самых хорошо изученных ихтиозавров.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Виды
  • 3 В массовой культуре
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Описание

Офтальмозавр по сравнению с человеком

Как и все ихтиозавры, офтальмозавр был живородящим, самки родили своих детёнышей вперёд хвостом, чтобы избежать их утопления.

Тело офтальмозавра было подобно телу дельфина, с хвостом в форме полумесяца. Особенно примечательны глаза офтальмозавра, которые были около 10 см в диаметре, они были очень большие по отношению к телу. Глаза занимали почти всё пространство в черепе и были защищены кольцом из костяных пластин. Они, скорее всего, помогали сохранять форму глаза на большой глубине. Большой размер глаз позволял офтальмозаврам охотиться в темноте, когда добыча становилась более активной.

Расчёты показали, что офтальмозавры могли оставаться под водой до 20 минут. Офтальмозавры плавали под водой со скоростью более 7 км/ч и могли погружаться на глубину около 600 м. Причины для таких глубоких ныряний могли быть разными, одна из них — спасение от крупных хищников. В морях юрского периода доминирующими плотоядными были плиозавриды: плиозавры, лиоплевродоны, симолесты и другие, спасение от которых офтальмозавры могли найти на большой глубине. Однако большие глаза офтальмозавров наводят на мысль, что погружение в плохо освещённые воды было частью их обычного образа жизни, в ином случае их глаза напоминали бы глаза других ихтиозавров. В тёмных глубинах, куда почти не проникал свет, офтальмозавры могли охотиться на кальмаров и, таким образом, они сосуществовали с другими ихтиозаврами, основу рациона которых составляла рыба.

Виды

Ophthalmosaurus yasykovi

  • Ophthalmosaurus icenicus — типовой вид, описан британским палеонтологом Гарри Сили из морских отложений келловейского яруса окрестностей Питерборо в формации Оксфорд Клей (Oxford Clay Formation). Два экземпляра также найдены в позднеюрских слоях Мексики.
  • O. natans — открыт Маршем и изначально выделен в отдельный род Sauranodon. Два экземпляра найдены в отложениях штата Вайоминг, чей возраст составляет 161,2—155,7 млн лет.
  • O. monocharactus — известны останки двух особей из келловейско-титонских ярусов (164,7—145,5 млн лет назад) Аргентины и Великобритании.
  • O. undorensis — открыт и описан Владимиром Ефимовым в 1991 году из киммериджских отложений (155,7—150,8 млн лет назад) берегов Волги близ Ундор. Животное было активно плавающим хищником.
  • О. saveljeviensis — частичный скелет известен из титонского горизонта (150,8—145,5 млн лет назад) посёлка Горный в Саратовской области. Изначально отнесён к роду параофтальмозавры (Paraophthalmosaurus).
  • О. yasykovi — описан Ефимовым в 1999 году как представитель нового рода Yasykovia, но позднее отнесён к офтальмозаврам. Окаменелость найдена в титонских отложениях Ульяновской области.

В разное время также были описаны другие виды офтальмозавров, некоторые из которых сейчас выделяются в отдельные рода. Так, О. periallus из формации Лос Моллес (байосский ярус Аргентины, 171,6—168,4 млн лет назад) был отнесён к роду моллезавров (Mollesaurus periallus). Описанный в 1993 году О. chrisorum в 2010 году выделен в отдельный род артроптеригиев (Arthropterygius).

Рода параофтальмозавр и ундорозавр (Undorosaurus gorodischensis и U. trautscholdi), известный по находкам из Ульяновской и Московской областей, часто признаются синонимичными к офтальмозавру.

В массовой культуре

  • Офтальмозавры появились в третьем эпизоде телесериала ВВС «Прогулки с динозаврами», где рассказывалось о жизни их детёнышей[1].
  • Офтальмозавр с именем Мо был представлен в мультфильме «Земля до начала времён 9: Путешествие к Большой Воде».
  • Офтальмозавр был показан в фильме «Морские динозавры: Путешествие в доисторический мир».

Также на Фэндоме

Случайная вики