ФЭНДОМ

Full88353.jpg

Меганевры (лат. Meganeura) — род вымерших стрекозоподобных насекомых, живших в каменноугольном периоде (303,4—298,9 млн лет назад[1]). Включает Meganeura monyi, имевшую размах крыльев до 65 см и являющуюся наряду с Meganeuropsis permiana одним из крупнейших насекомых всех времён. Охотились на примитивных растительноядных насекомых диктионеврид. Личинки вели наземный образ жизни и тоже были хищниками.

Ископаемые остатки меганевры были обнаружены в 1880 году в Комментри (Франция) и описаны в 1884 году. Другая хорошо сохранившаяся меганевра была найдена в английском графстве Дербишир в 1979 году. Вопрос о том, почему гигантские насекомые существовали в палеозое и не существуют сейчас, волновал исследователей с момента открытия меганевры. Гемолимфа насекомых не осуществляет перенос кислорода, он доставляется тканям системой трахей. В том числе из-за этого насекомые и не могут достигать больших размеров. В 1911 году было высказано предположение, что атмосфера каменноугольного периода содержала больше кислорода, чем современная, благодаря чему снабжение их тканей было более эффективным.

Содержание

  • 1 Классификация
  • 2 В массовой культуре
    • 2.1 В литературе
    • 2.2 В кино
  • 3 Примечания

Классификация

Род включает на февраль 2016 года 1—2 вымерших вида[1]:

  • Meganeura monyi (Brongniart, 1884)typus [syn. Meganeura aeroplana Handlirsch, 1919, Meganeura brongniarti Handlirsch, 1906, Meganeura brongniartiana Handlirsch, 1919, Meganeura draco Handlirsch, 1919, Meganeura fafnir Handlirsch, 1906, Meganeurella rapax Handlirsch, 1919]
  • Meganeura vischerae Zalessky, 1950 — вероятно относится к другому роду

В массовой культуре

В литературе

  • Гигантские стрекозы с размахом крыльев около 2 м присутствуют в романе Майкла Крайтона «Парк юрского периода». Палеонтолог Алан Грант — герой романа — прокомментировал это, сказав, что в юрском периоде встречались очень крупные насекомые. На самом деле настолько гигантских насекомых никогда не существовало.

В кино

  • Меганевра показана в фильме BBC «Прогулки с монстрами», отбирающей добычу у «лифистиаморфного паука».
  • Также меганевра присутствует в научно-популярном сериале «Доисторический парк».

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики