ФЭНДОМ

600px-Magyarosaurus- human size.JPG

размер мадьярозавра и человека

Magyarosaurus dacus (лат., буквально — венгерский ящер, возможное русское название — мадьярозавр) — вид травоядных динозавров из клады Lithostrotia. Жили в конце мелового периода (83,5—66,0 млн лет назад[2]) на территории современной Румынии (в Трансильвании)[3].

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Систематика
  • 3 Палеобиология
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Описание

Это был один из мельчайших видов зауропод: его длина составляла около 6 м, (а его собратья — диплодоки, гигантозавр — весили до 100 т). Обнаружен в 1895 году в свите Sânpetru (Haţeg Basin, Румыния). До последнего времени многие специалисты предполагали, что эти кости принадлежали детёнышу, а не взрослой особи. В 2010 году у данного вида была доказана островная карликовость[4][5]. Является современником другого динозавра — Paludititan‎, также жившего на территории Румынии.

Систематика

Magyarosaurus dacus — типовой вид рода Magyarosaurus. Этот вид описал венгерский аристократ и палеонтолог Ференц Нопча в 1915 году. Он дал ему название Titanosaurus dacus (по имени даков, группы древних фракийских племён, живших на территории Румынии)[6]. В 1932 году Фридрих фон Хюне переименовал вид в Magyarosaurus dacus[7], то есть «венгерский ящер». На сегодняшний день нет единого мнения насчёт таксономического положения Magyarosaurus. Он считается близким к Rapetosaurus из семейства Saltosauridae (=Titanosauridae). Это показали исследования 2005 года, выполненные американским палеонтологом Кристиной Роджерс (Kristina Curry Rogers)[8]. Вместе с Upchurch (2004) она выделяет его в кладу Lithostrotia. В то же время французский палеонтолог Jean Le Loeuff в 2005 году отнес этого динозавра к семейству Titanosauridae. Ряд других учёных, в их числе Wilson (2002), Pereda Suberbiola и Galton (2007) не дают уверенного определения места этого рода в группе Titanosauria.

Палеобиология

Изолированное обитание Magyarosaurus на острове Хацег (англ.), существовавшем в конце мелового периода на территории современной Румынии, привело к уменьшению размеров динозавра в процессе эволюции. Это связано с ограниченными запасами пищи и малым количеством хищников (самым крупным из которых был Balaur, достигавший двух метров). Карликовость замечена также и у других видов динозавров, живших на той же территории и в то же время, включая Rhabdodon и Struthiosaurus. Нопча был первым, кто объяснил относительно небольшой размер Magyarosaurus островной карликовостью[6]. Более поздние исследователи сомневались в его заключениях, предполагая вместо этого, что окаменелости Magyarosaurus представляют собой кости подростков. Однако детальное исследование образцов роста кости, опубликованное в 2010 году, подтвердило гипотезу Нопчи, показав, что кости Magyarosaurus принадлежат взрослым особям.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики