ФЭНДОМ

40486.d7eb348738f4b7857da42fd209cdc389.jpg
Лидсихтис[1] (лат. Leedsichthys) — род гигантских вымерших костных рыб юрского периода. Относится к семейству пахикормовых отряда пахикормообразных[2], включающему примитивных новопёрых рыб юрского и мелового периода. Описана на основании находок, сделанных в 1889 году вблизи Питерборо (Англия) собирателем окаменелостей Артуром Лидсом[3].

Описание

Первоначально длину рыбы определили равной 9 метрам (А. Смит-Вудвард, 1905). Такой расчет был сделан на основании сравнения известных остатков лидсихтиса и скелетов мелкой пахикормиды гипсокорма (Hypsocormus). Но к концу XX века среди палеонтологов распространилось мнение, что лидсихтис был гораздо крупнее — до 30 метров длиной. Именно эти размеры отражены и в сериале ВВС «Прогулки с морскими чудовищами», который был снят в 2003 году. Следует отметить, что реконструкция рыбы в этом сериале далека от научной точности.

Между тем, в 2003 году в карьере вблизи Питерборо были начаты раскопки первого полного скелета лидсихтиса. Его изучение позволило установить, что размер рыбы в среднем составлял от 9 до 10 м, в то время как наиболее крупные фрагментарные образцы могли достигать длины примерно до 16-16.5 метров. Таким образом, лидсихтис соответствовал по величине или даже был немного больше мегалодона и современной китовой акулы. Тем не менее, даже при длине 16.5 метров он остается очень крупной рыбой, одной из самых больших рыб в истории Земли и самой большой костной рыбой. Согласно результатам исследований, опубликованных в 2013 году, молодая рыба могла достигать к 20 годам длины 8—9 метров, а к 38 годам своего максимального размера — 25 метров3].

При таких размерах лидсихтис не мог быть активным хищником. Как современные огромные китовые и гигантские акулы, он питался планктоном (в первую очередь крилем, особо распространённом в позднеюрских морях[4]), который фильтровал с помощью жаберных тычинок[3].

Лидсихтисы населяли тропические моря в районе современной Европы в середине и конце юрского периода, примерно 165—155 млн лет назад (келловей — киммеридж)[3]. Остатки обнаружены в Англии, Германии, Франции и, вероятно, Чили [источник не указан 2268 дней].

В 2010 году было показано, что линия крупных пахикормид-фильтраторов существовала со средней юры до самого конца мела. Из позднего мела Канзаса был описан Bonnerichthys gladius, а из сеномана Англии и Японии — Rhinconichthys taylori. Эти пахикормиды достигали 6 метров в длину и были сходны с лидсихтисом.

Несмотря на столь огромные размеры этой рыбы, лидсихтисы становились лёгкой добычей для хищников, так как даже мелкому морскому ящеру, гораздо более свирепому и смертоносному, чем современные акулы и зубатые киты, не составляло особого труда вырвать из рыбы кусок мяса — известна чешуя лидсихтисов, покусанная плиозаврами[5] и метриоринхами[6]. Однако, они были значительно живучее современных китов и убить добычу было намного труднее: могло пройти несколько дней до смерти морского гиганта, и всё это время хищники съедали его ещё живым[7][5].

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики