ФЭНДОМ

Кетцалькоа́тль[1] (лат. Quetzalcoatlus) — крупнейший известный на сегодня представитель отряда птерозавров (Pterosauria). Единственный вид — Quetzalcoatlus northropi. Размах крыльев точно не известен из-за неполной сохранности останков, но по пропорциям птерозавров других видов оценивается приблизительно в 12 метров (по мнению некоторых палеонтологов — до 15 м)[2]. Обнаружен в позднемеловых отложениях Северной Америки. Время обитания — верхний меловой период, 68—66,0 миллионов лет назад.

Quetzalcoatlus-1

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Размеры
  • 3 Питание
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Описание

Весил, по разным оценкам, от 65 до 250 кг. Окаменелости кетцалькоатля обнаружены в Северной Америке. Название дано в честь ацтекского бога Пернатого Змея. В настоящее время кетцалькоатль вместе с орнитохейром (Ornithocheirus) и Hatzegopteryx являются самыми крупными известными летающими существами за всю историю жизни на планете. Кетцалькоатль и орнитохейр были примерно одинакового размера, только первый был немного более массивным. Кетцалькоатль летал над сушей и питался падалью и мелкими позвоночными. Возможно, он был способен поймать и 30-килограммового динозавра[3].

Размеры

Изначально размах крыльев оценили в 15,9 метров, усреднив оценку через пропорции других птерозавров. Однако в ходе исследования 1981 года оценочный размер уменьшили до 11—12 метров[2]. Более поздние исследования ещё уменьшили размер Quetzalcoatlus до 10—11 метров[4]. Оценить массу гигантских аждархидов очень сложно, поскольку нет существующих видов схожего размера или строения, поэтому в разных публикациях результаты разнятся[5]. В то время как некоторые исследования традиционно указывают крайне низкую оценочную массу, как например 70 кг для 10-метровой особи, большинство оценок, опубликованных с начала 2000-х годов, указывают массу в районе 200 кг[6][7].

Питание

О жизненном укладе Quetzalcoatlus существует несколько предположений. Поскольку кости были найдены в сотнях километров от береговой линии, и не было найдено следов больших рек или глубоких озёр, Дуглас Лоусон в 1975 году отверг рыболовную натуру Quetzalcoatlus, предположив, что животное питалось падалью подобно африканскому марабу. Лоусон нашёл останки гигантского птерозавра во время поисков костей аламозавра, бывшего важной частью экосистемы. В 1996 году Томас Леман и Лангстон указали, что строение нижней челюсти отличается от таковой у типичных птиц-падальщиков. Они предположили, что длинная шея и длинные беззубые челюсти позволяли Quetzalcoatlus питаться примерно как современные водорезы, ловя рыбу во время полёта над водой, прочёсывая волны клювом[8].

Однако исследование 2007 года показало, что для такого большого птерозавра подобный полёт был бы слишком энергозатратен из-за сильного лобового сопротивления[9].

Реконструированный скелет кетцалькоатля, музей Зенкенберг, Франкфурт-на-Майне
Steamworkshop webupload previewfile 263057149 preview