ФЭНДОМ

Кембри́йский пери́од (ке́мбрий) — геологический период, с которого началась палеозойская эра, как и весь фанерозойский эон. Начался 541,0 ± 1,0 млн лет назад, закончился 485,4 ± 1,9 млн лет назад. Продолжался, таким образом, примерно 56 млн лет[1]. Комплекс отложений (горных пород), соответствующих данному возрасту, называется кембри́йской систе́мой.

Кембрий

Кембрийская система впервые выделена в 1835 году английским исследователем А. Седжвиком и получила название от римского наименования Уэльса — лат. Cambria. Он выделил 3 отдела кембрия. Международная комиссия по стратиграфии предложила с 2008 года ввести 4 отдел.

Содержание

  • 1 Подразделение кембрийской системы
  • 2 Органический мир кембрийской системы
  • 3 Характерные обитатели кембрийских морей
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Подразделение кембрийской системы

Кембрийская система подразделяется на 3 отдела, 4 надъяруса и 10 ярусов:

Период (система) Эпоха (отдел) Надъярус Век (ярус)
Кембрийский период Верхний кембрий

(Фуронгский)

Кыршабактинский (Є3k) Батырбайский (Є3b)
Аксайский (Є3ak)
Сакский (Є3s)
Аюсокканский (Є3as)
Средний кембрий

(Акадский)

Якутский (Є2j) Майский (Є2m)
Амгинский (Є2am)
Нижний кембрий Ленский (Є1l) Тойонский (Є1k)
Ботомский (Є1b)
Алданский (Є1a) Атдабанский (Є1at)
Томмотский (Є1t)

Для подразделений верхнего кембрия в Северной Америке разработано иное ярусное деление, здесь выделяют 3 яруса:

  • Дресбахский ярус
  • Франконский ярус
  • Тремиаелейский ярус

Международная комиссия по стратиграфии предложила для верхнего кембрия название «фуронгский отдел».

Органический мир кембрийской системы

Основная статья: Кембрийский взрыв

Трилобит Asaphiscus wheeleri из среднекембрийских отложений штата Юта (США)

Кембрий — время возникновения и расцвета трилобитов. Это древняя группа членистоногих животных, ближе всего стоящих к ракообразным. Все известные представители класса трилобитов были морскими животными. В начале этого периода возникли организмы, обладавшие минеральными скелетами. В палеонтологической летописи появились все обладающие скелетами типы животных, известные в настоящее время, за исключением мшанок[источник не указан 406 дней]. Долгое время «взрывное» появление жизни в кембрийском периоде ставило в тупик ученых. Относительно недавно была открыта так называемая эдиакарская фауна, а также менее известные хайнаньская фауна и фауна Доушаньто, относящиеся к эдиакарскому периоду позднего протерозоя — более древние, но не имевшие никаких скелетных образований и долгое время остававшиеся скрытыми от палеонтологов. Стало ясно, что многоклеточная жизнь возникла не в кембрии, а существенно раньше, а в кембрии организмы «научились» строить минеральные скелеты, которые имеют гораздо больше шансов сохраниться в толщах пород, чем мягкие тела животных.

В основном кембрийская биота обитала в морских бассейнах. Существовало большое количество трилобитов, гастропод, брахиопод. Одновременно существовали и животные, которых трудно отнести к какой-либо известной группе. Вообще, даже виды, принадлежащие к известным типам, на современные совершенно не похожи. Рифостроящими организмами были археоциаты, существовавшие только в кембрии, и водоросли, выделяющие известь. Судя по всему, в кембрии появились первые почвенные беспозвоночные — черви и многоножки. Также в этот период появились коралловые полипы, головоногие моллюски и членистоногие.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики