ФЭНДОМ

Кайнозой

35 тыс. лет назад

Совр

сегодня

Кайнозо́й (кайнозойская эра) — текущая эра геологической истории Земли. Началась 66,0 миллионов лет назад[1] (эта граница проведена по массовому вымиранию видов в конце мелового периода) и продолжается до сих пор.

Содержание

  • 1 Термин
  • 2 Геологические периоды
  • 3 Палеогеография
  • 4 Жизнь в кайнозое
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Термин

Название предложено английским геологом Джоном Филлипсом в 1861 году[источник?]. Термин образован от греческого (καινός = новый + ζωή = жизнь) и может быть дословно истолковано как «новая жизнь».

Краткое обозначение — KZ, используется в научных публикациях.

Геологические периоды

Кайнозойская эра делится на три периода:

  1. палеоген
  2. неоген
  3. четвертичный период (антропоген).

В XIX — начале XX веко кайнозой делили на два периода:

  • третичный
  • четвертичный (послетретичный или пост третичный)

Понятие «третичный период» устарело: в современной геохронологической шкале его нет[1]. Он включал современные палеоген и неоген.

Мезозой Кайнозой Эра
Палеоген Неоген Чт П-д
Палеоцен Эоцен Олигоцен Миоцен П п
Эп.
251 65,5 55,8 33,9 23,03 5,33 2,59
млн.

лет

0,0117

Палеогеография

В этой эре континенты приобрели своё современное очертание. Австралия и Новая Гвинея отделились от Гондваны, двинулись к северу и, в конечном итоге, приблизились к Юго-Восточной Азии. Антарктида заняла своё нынешнее положение в районе Южного полюса, Атлантический океан продолжал расширяться, и в конце эры Южная Америка примкнула к Северной Америке.

Жизнь в кайнозое

В истории жизни на Земле массовое вымирание видов 65 млн лет назад ознаменовало собой начало новой, продолжающейся и сегодня, кайнозойской эры. В результате катастрофических событий тех далёких времён, с лица нашей планеты исчезли все животные, размером крупнее крокодила. А уцелевшие небольшие животные оказались, с наступлением новой эры, в совершенно ином мире. В кайнозое продолжался дрейф (расхождение) континентов. На каждом из них формировались уникальные сообщества растений и животных. Кайнозой — эра, отличающаяся большим разнообразием наземных, морских и летающих животных. Он является эрой млекопитающих и покрытосеменных. Млекопитающие претерпели длительную эволюцию от небольшого числа мелких примитивных форм и стали отличаться большим разнообразием наземных, морских и летающих видов. Кайнозой также можно назвать эпохой саванн, цветковых растений и насекомых. Птицы в этой эре тоже значительно эволюционировали. Среди растений появляются злаковые.

Эра кайнозоя ознаменовалась появлением первой разумной жизни на Земле — человека разумного.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики