ФЭНДОМ

1e.jpg
Ихтиоза́вры[1] (лат. Ichthyosauria, «рыбоящеры» от греч. ἰχθύς — рыба и σαῦρος — ящер) — вымерший отряд крупных (до 24 метров в длину, в среднем 2—4 метра[2]) морских рептилий, имевших форму, конвергентную рыбам и дельфинам.

Предки ихтиозавров, вероятно, спустились в море по руслу одной из доисторических рек, где останки практически не сохраняются, — все известные науке виды уже жили в морской воде и не выбирались на сушу. Были живородящими[3]. Имели эвриапсидное строение черепа, произошли от диапсидных предков. Зубы сменялись неоднократно в течение жизни. Конечности использовались для поддержания равновесия и контроля направления. У хвоста было две лопасти, нижняя из которых поддерживалась позвоночным столбом. У типичного ихтиозавра были очень большие глаза, защищённые костяным кольцом, говорящим о том, что охотились они ночью. В связи с этим некоторые виды обладали огромными глазами (до 20 см в диаметре). Дополнительно, по-видимому, имелись какие-то кожные рецепторы, подобные боковой линии, на что указывают следы нервов и сосудов на костях черепа. Кожа, лишённая чешуи, для лучшего скольжения в воде была, возможно, покрыта слизью. Хорошо приспособленные к движению с высокой скоростью, как современный тунец, некоторые ихтиозавры также наводят на предположения, что они были хорошими глубоководными ныряльщиками, как современные киты. Наиболее вероятная окраска — противотень (тёмный верх и светлый низ) с синеватым оттенком. Самый крупный описанный вид по обнаруженным окаменелостям ихтиозавр — шонизавр из позднего триаса полярной Канады (в 2003 году описан скелет длиной около 23 метров).

У некоторых ранних ихтиозавров были зубы, с помощью которых они питались моллюсками — аммонитами, наутилоидеми и кальмарами[4]. Очень похоже на то, что они также питались рыбой, а у части более крупных видов были тяжёлые челюсти и зубы, которые показывают, что они питались более мелкими рептилиями.

Типовой вид этой группы был описан в 1821 году как Ichthyosaurus communis De la Beche & Conybeare в составе рода ихтиозавров из нового семейства Ichthyosauridae De la Beche & Conybeare, 1821.

Ихтиозавры существовали в течение почти всего мезозоя 250—94 млн лет назад, наибольшего расцвета достигли в юрский период, пока в меловой период их не сменили плезиозавры. В мелу количество видов ихтиозавров резко снизилось, лишь один род — платиптеригий (Platypterygius) — дожил до начала позднего мела (единственный описанный представитель меловой группы). Предполагается, что глобальное потепление, произошедшее в середине мелового периода, повлекло за собой обеднение кислородом океанических вод, что привело к «аноксидной катастрофе» и вымиранию не приспособившихся к изменениям климата ихтиозавров[5].

Скелет окаменевшей рептилии

Содержание

  • 1 Распространение
    • 1.1 Германия
    • 1.2 Россия
  • 2 Классификация
  • 3 Фильмография
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

Распространение

Германия

Ранние реконструкции ихтиозавров избегали спинного плавника, у которого не было плотного костяного образования, до тех пор, пока в девяностых годах девятнадцатого века в Германии не были найдены хорошо сохранившиеся виды. Здесь у хвоста имелась костяная основа. Уникальные условия позволили частично сохраниться отпечаткам мягких тканей.

Россия

Позвонок ихтиозавра из формации Сандэнс (Вайоминг)

На территории России также были найдены останки ихтиозавров, в числе которых симбирскозавр[6] и ундорозавр, найденный в Поволжье близ села Ундоры, которого учёные определяют как синоним рода офтальмозавр[7].

Классификация

Темнодонтозавр

Платиптеригий

Офтальмозавр

  • Надотряд Ichthyopterygia
    • Семейство Grippidae
      • Chaohusaurus
      • Grippia
    • Семейство Utatsusauridae
      • Utatsusaurus
      • Cymbospondylus
    • Семейство Mixosauridae
      • Mixosaurus
      • Barracudasaurus
    • Подотряд Merriamosauriformes
      • Guanlingsaurus
    • Клада Merriamosauria
    • Инфраотряд Shastasauria
      • Семейство Shastasauridae
        • Himalayasaurus
        • Shastasaurus
        • Shonisaurus
        • Tibetosaurus
    • Инфраотряд Ichthyosauria = Euichthyosauruia
      • Семейство Ichthyosauridae
        • Ichthyosaurus
      • Семейство Leptopterygiidae
        • Eurhinosaurus
        • Excalibosaurus
        • Leptonectes
      • Семейство Temnodontosauridae
        • Temnodontosaurus
      • Семейство Ophthalmosauridae
        • Aegirosaurus
        • Arthropterygius
        • Brachypterygius
        • Caypullisaurus
        • Nannopterygius
        • Ophthalmosaurus
        • Platypterygius
      • Семейство Stenopterygiidae
        •  ?Chacaicosaurus
        • Stenopterygius
      • Семейство Toretocnemidae
        • Californosaurus
        • Qianichthyosaurus
        • Toretocnemus
      • Семейство Suevoleviathanidae
        • Suevoleviathan
    • Инфраотряд Parvipelvia
      • Hudsonelpidia
      • Macgowania

Фильмография

  • «С точки зрения науки: Морские чудовища древности» (англ. Naked Science: Ancient Sea Monsters) — научно-популярный фильм, снятый National Geographic Channel в 2010 г.
  • «Прогулки с динозаврам: Жестокое море» (англ. Walking with Dinosaurs: Cruel Sea) — серия научно-популярного сериала канала BBC, рассказывающего о жизни древних рептилий, снятого в 1992 г.

См. также

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики