ФЭНДОМ

Дунклеостей[1] (лат. Dunkleosteus) — род плакодерм из отряда артродир, живших в девонском периоде 415—360 млн лет назад. Его представители относились к крупнейшим морским хищникам своего времени. Назван в честь американского палеонтолога Дэвида Данкла (David Dunkle)[2]; окончание -osteus происходит от др.-греч. ὀστέον — кость. Ископаемые останки обнаруживаются в Марокко, Бельгии, Польше и Северной Америке.

Точный размер дунклеостея определить трудно: обычно от него сохраняются только окостенения головы, и окаменелостей, по которым была бы ясна полная длина тела, нет[3]. Размер его головы превышал метр, а длина всего тела была не менее 6 метров (некоторые признаки указывают на то, что у отдельных экземпляров она могла быть и вдвое больше)[3][4][5]; иногда называют цифры 10[6] и 20[7] метров.

Содержание

Dunkleosteus-par-fel05
  • 1 Систематика
  • 2 Описание
  • 3 В массовой культуре
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Систематика

Род Dunkleosteus изначально был выделен из состава рода Dinichthys (это сделал в 1956 году Жан-Пьер Леман, фр. Jean Pierre Lehman). Типовой вид этого рода — Dunkleosteus terrelli — описал в 1873 году Джон Ньюберри под именем Dinichthys terrelli. Род Dunkleosteus долго включали в семейство Dinichthyidae, но в 2010 году его вместе с несколькими другими родами отнесли к семейству Dunkleosteidae[8]. Описано не менее десятка видов этого рода.

Описание

Dunkleosteus «intermedius» (D. terrelli)

Для девона дунклеостей имел достаточно развитые челюсти (хотя первые челюстные появились еще в силуре). Вместо зубов у него были большие костные пластины для дробления панциря других плакодерм. При изучении в Чикагском университете биомеханической компьютерной модели челюстей Dunkleosteus определили, что они могли развивать давление в 55 МПа, а это сопоставимо с укусом крокодилов. Более того, Dunkleosteus открывал рот за 1/50 секунды, в результате чего поток воды просто засасывал в него жертву[9].

Останки Dunkleosteus часто обнаруживаются рядом с пережёванными костями. Предполагается, что он, подобно остальным плакодермам, отрыгивал те кости, которые не мог переварить.

В массовой культуре

Дунклеостей показан в научно-популярном сериале «Прогулки с морскими чудовищами», в сериале «Армагеддон животных», в передаче «Речные монстры», а также в игре для мобильных устройств «Hungry Shark Evolutionruen».