ФЭНДОМ

Диплодок
Diplodocus-dino-large
Диплодо́ки[1], или двудумы[1] (лат. Diplodocus) — род ящеротазовых динозавров из группы зауропод. Первый окаменелый скелет был найден в 1877 году в Скалистых горах (Колорадо) палеонтологом Сэмюэлем Уилистоном. Позже были обнаружены и другие останки, все они датируются возрастом 150—147 миллионов лет.

Род обитал во времена позднего Юрского периода на территории современной Северной Америки, в западной её части. Останки диплодока являются одними из наиболее распространённых окаменелостей динозавров среди формации Моррисона. Диплодок считается одним из наиболее легко идентифицируемых видов динозавров. Является крупнейшим из динозавров, известных по полным скелетам[2]. Большие размеры диплодока, вероятно, были сдерживающим фактором для хищников того времени — аллозавра и цератозавра, останки которых найдены в тех же слоях, что и останки диплодока.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Описание
  • 3 История изучения
  • 4 Классификация
  • 5 Палеонтология
    • 5.1 Среда обитания
    • 5.2 Осанка
    • 5.3 Питание
    • 5.4 Размножение и рост
  • 6 Копии скелетов в музеях
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Этимология

Название этому роду динозавров дал американский палеонтолог Чарлз Марш в 1878 году. Слово диплодок происходит от двух слов древнегреческого языка διπλόος (diplos) — двойной и δοκός (dokos) — луч, балка. Название дано из-за особенностей строения костей хвоста[3], имеющих в нижней части двойные остистые отростки.

Ранее подобное строение позвонков считалось свойственным лишь диплодокам, однако позднее аналогичные позвонки были найдены у других зауроподов, например у Маменчизавра.

Описание

Это был один из настоящих гигантов позднеюрского периода. По подсчётам исследователя Дэвида Джиллета, проведённым в 1991 году, размеры диплодока могли достигать 54 метров в длину, а вес составлять 113 тонн. Подобные оценки размеров оказались неверными из-за неправильно указанного количества позвонков. Реальные размеры гиганта по современным оценкам оказались значительно меньше. Диплодок в среднем достигал длины 27 метров, по мнению учёных размеры самых крупных особей могли достигать 35 метров[4]. Из них большая часть приходилась на шею и хвост. Вес диплодока по одним оценкам составлял 10—20 тонн[5], а по другим — 20—80 тонн[6]. Не исключено, что существовали динозавры крупнее, чем диплодок, например, суперзавр[7]. Однако, их скелеты не были найдены целиком, а лишь фрагментарно.

Кости шеи и хвоста у диплодока были полыми. Шея состояла из 15 позвонков, возможно, заполненных сообщающимися воздушными мешками. Хвост диплодока был очень длинным и состоял из 80 позвонков, что почти вдвое больше, чем у некоторых других зауроподов. Огромный хвост выполнял важные функции: возможно, служил прекрасным орудием защиты[8], а также выполнял роль противовеса для длинной шеи. Средняя часть позвонков хвоста имеет необычную форму с двойными отростками, которые и дали диплодоку его название. Отростки могли выполнять роль поддержания хвоста, также могли обеспечивать защиту кровеносным сосудам от сдавливания.

Голова была мала в сравнении с размерами животного. Череп имел непарное носовое отверстие, расположенное не на кончике морды, а в верхней части головы впереди глаз. Зубы в форме узких лопаточек имелись только в передней части рта. Конечности диплодока были пятипалыми, с короткими массивными когтями на внутренних пальцах. Передние лапы значительно короче задних.

История изучения

За период с 1878 по 1924 годы было описано несколько видов, относящихся к роду диплодок. Первый скелет обнаружили Бенджамин Мандж и Сэмюэль Уиллистон в 1878 году на западе США, в штате Колорадо. По этому экземпляру известный палеонтолог того времени Г. Марш описал новый вид, назвав его Diplodocus longus. Впоследствии фоссилии диплодоков были найдены и на территории других западных штатов: Вайоминг, Юта и Монтана.

Диплодоки

период палеозой(кембрий) ордовик юра(время обитания диплодока
начало 541 485 444 419 359 299 252 201 145 66 23 2
 ◄ млн лет назад 

Классификация

Известно несколько видов диплодоков, все виды — растительноядные формы.

  • Diplodocus longus — первый найденный вид.
  • Diplodocus carnegii — назван в честь Эндрю Карнеги. Наиболее известен за счёт практически полного скелета. На основе скелета отлиты копии во многих музеях мира. Описан и назван Джоном Хетчером в 1901 году.
  • Diplodocus hayi — частичный скелет обнаружен в штате Вайоминг в 1902 году. Описан в 1924.
  • Diplodocus hallorum — впервые описан Дэвидом Джилеттом в 1991 году как сейсмозавр.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики