ФЭНДОМ

Devonskij-period

Дево́н (девонский период, девонская система) — четвёртый геологический период палеозойской эры. Начался 419,2 ± 3,2 млн лет назад, закончился 358,9 ± 0,4 млн лет назад. Продолжался, таким образом, около 60 млн лет[1].

Этот период богат биотическими событиями. Жизнь бурно развивалась и осваивала новые экологические ниши. Название дано по имени графства Девонши́р, или Девон в юго-западной Англии, на территории которого распространены геологические породы этого периода.

Содержание

  • 1 Подразделение девонской системы
  • 2 Флора и фауна
  • 3 Полезные ископаемые
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Подразделение девонской системы

система отдел ярус Возраст, млн лет назад
Нижний Турнейский меньше
Девон Верхний Фаменский 372,2—358,9
Франский 382,7—372,2
Средний Живетский 387,7—382,7
Эйфельский 393,3—387,7
Нижний Эмсский 407,6—393,3
Пражский 410,8—407,6
Лохковский 419,2—410,8
Силур Пржидольский больше
Деление дано в соответствии с IUGS по состоянию на декабрь 2016 года

Девонская система подразделяется на 3 отдела и 7 ярусов[1]. Раньше выделялись 3 надотдела (арденнский — 3 верхних яруса, рейнский: эйфельский и эмсский ярусы, и богемский — 2 нижних яруса), но такое деление не утверждено Международным союзом геологических наук.

Флора и фауна

На суше от риниофитов произошли плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные и голосеменные растения, многие, из них были представлены древесными формами (например археоптерисы). Растения по всей Земле были одинаковыми, не было географической дифференциации. Появились первые наземные позвоночные. Палеонтологи предполагают, что лёгкие, которыми дышат наземные существа, первоначально возникли у обитающих в болотах рыб. От таких — кистеперых — рыб возникли земноводные. Одни из первых земноводных — ихтиостеги, акантостеги — обладали множеством рыбьих признаков, но имели вполне сформированные конечности. Они были тесно связаны с водой, может быть даже теснее, чем современные лягушки.

Возникли пауки, клещи, насекомые — жизнь осваивала сушу.

В морях в девонском периоде тоже происходили перемены. Появились первые аммониты — головоногие моллюски со спирально закрученными раковинами, которых ещё ждал расцвет в мезозое. Донные хищники ракоскорпионы — эвриптероидеи достигают 1,5—2 метров в длину. Трилобиты начинают вымирать, судя по всему, им стало сложно жить при таком изобилии хищников.

Девон часто называют веком рыб. Действительно, бесчелюстные и челюстноротые заселяют практически все морские и пресноводные бассейны и достигают большого разнообразия.

В конце периода происходит массовое вымирание животных.

В середине периода существенно повышается разнообразие растений. Среди распространённых во второй половине девона групп — древовидные плаунообразные, первые хвощёвые, папоротники, прогимноспермы и первые голосеменные[2]. Появился почвенный покров[3].

  • Палеогеографические реконструкции

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики