ФЭНДОМ

Gorgonopsid.jpg4a84dbc0-17d1-42a6-b551-b127b5582acbOriginal.jpg
Горгоно́псы[1] (лат. Gorgonopsia) — подотряд хищных терапсид («зверообразных»). Принадлежат к териодонтам. Доминирующие хищники позднепермской эпохи. Одни из самых примитивных зверообразных.

Содержание

  • 1 Строение
  • 2 Образ жизни
  • 3 Распространение
  • 4 Систематика
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Строение

Вторичное нёбо отсутствует. Не исключается наличие так называемых «носовых турбиналей» — то есть, обонятельных раковин (улучшали чувство обоняния). Мозг крайне примитивен, самой развитой его частью был мозжечок — это обеспечивало хорошую координацию движений. Отличительной особенностью является «саблезубый» тип зубной системы, с практически полным исчезновением заклыковых зубов. Ноги длинные, стройные, задние конечности могли принимать выпрямленное положение, хотя передние оставались полусогнутыми. Впрочем, в последнее время анализ скелета мелких горгонопсов показал возможность передвижения и с выпрямлением передних ног. Вероятно, первые хищники, способные достаточно быстро бегать (на короткие дистанции). Экологически являются аналогом саблезубых кошек.

Образ жизни

Следует заметить, что клыки многих горгонопсов не уплощенные, а округлые в сечении. Ряд авторов не исключает, что среди горгонопсов наблюдалось значительное экологическое разнообразие — часть видов могла быть полуводными хищниками, возможно, даже охотниками за водной добычей. У некоторых горгонопсов известны отпечатки каких-то кожных структур на крыше черепа, трактуемых как электрорецепторы. Среди современных примитивных млекопитающих электрорецепторы есть у утконоса. Таким образом, подобные горгонопсы могли охотиться в воде.

Распространение

Размеры от 60—70 см до 4 и более метров (длина черепа от 10—12 до 60 см, возможно, более). Обнаружены в средне-позднепермских отложениях Южной и Восточной Африки (большинство находок), Восточной Европы (преимущественно север Европейской России). Неописанные остатки найдены также в Южной Америке, Нигере и Китае. Отпечатки следов обнаружены в Италии. Самые древние горгонопсии происходят из средней перми Приуралья — это фтинозухии, ранее включавшиеся в состав сборной группы «эотериодонтов», а сейчас сближаемые с рубиджеидами. С другой стороны, из Южной Африки горгонопсы известны уже из зоны Eodicynodon. Не исключено, что рубиджеиды возникли в Северном Полушарии, а горгонопсиды — в Южном и позднее мигрировали на север.

Систематика

Наиболее известные представители — собственно горгонопс, клеландина, элурогнат, лиценопс, рубиджея, диногоргон, арктопс, арктогнат, ционозавр (Южная Африка), иностранцевия, православлевия, вяткогоргон, завроктон, зухогоргон (Россия). Количество родов в старых исследованиях достигало 30, современная ревизия группы (Е. Гебауэр, 2007) сократила их число до 10-15. Дело в том, что многие южноафриканские горгонопсы были описаны по остаткам молодых особей либо особей разного размера как особые роды. В Восточной Европе горгонопсы исчезли незадолго до конца пермского периода — в терминальных пермских слоях (вязниковский комплекс) они не обнаружены. В Южной Африке они дожили до пермотриасовой границы, но из терминальных слоев известны только рубиджеиды, отличавшиеся короткой высокой мордой и очень длинными саблевидными клыками — они охотились на дицинодонтов.

Классификация (по М. Ф. Ивахненко, 2008):

  • Инфраотряд Gorgonopida
    • Надсемейство Rubigeoidea
      • Семейство Phthinosuchidae (Фтинозухии)
      • Семейство Rubigeidae (Рубиджеи)
      • Семейство Inostranceviidae (Иностранцевии)
    • Надсемейство Gorgonopioidea
      • Семейство Galesuchidae
      • Семейство Cyonosauridae (Ционозавры)
      • Семейство Gorgonopidae

Другие авторы приводят другие классификации группы.

Горгонопсы

место обитания горгонопса
541 485 444 419 359 299 252 201 145 66 23 2
 ◄ млн лет назад 

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики