ФЭНДОМ

Голоце́н (греч. ὅλος — «целый, весь» + καινός — «новый») — эпоха четвертичного периода, сменяющая плейстоцен и длящаяся последние 12 тысяч лет вплоть до современности. Также голоценом можно назвать текущий в наши дни интергляциал (межледниковье), пришедший на смену вюрмскому оледенению. Граница между голоценом и плейстоценом установлена на рубеже 11 700 ± 99 лет назад относительно 2000 года[1][2].

система отдел ярус Возраст,

млн лет назад

Антропоген Голоцен
0,0117—0
Плейстоцен поздний
0,126—0,0117
средний
0,781—0,126
Калабрийский
1,80—0,781
Гелазский
2,58—1,80
Неоген Плиоцен Пьяченцский       больше      
Деление дано в соответствии с IUGS по состоянию на декабрь 2016 года.

В феврале 2012 года Национальная академия наук США опубликовала доклад, подтверждающий падение метеорита в Мексике 13 тысяч лет назад, вызвавшее Поздний дриас (резкое окончание Последнего ледникового максимума) и массовое вымирание фауны[3][4].

Палеонтологи не выделяют отдельных этапов развития фауны в плейстоцене или голоцене.

Перемещение континентов за последние 10 000 лет было незначительным — не более чем на километр[источник не указан 2686 дней]. В то же время, уровень моря поднялся примерно на 35 метров в результате таяния ледников. Кроме того, многие области были продавлены ледниками и поднялись в позднем плейстоцене и голоцене примерно на 180 метров.

Поднятие уровня моря и временное придавливание земли привели к тому, что моря временно вторглись на территории, которые теперь далеки от них. Ископаемые останки голоцена находят на территориях Вермонта, Квебека, Онтарио и Мичигана[источник не указан 2686 дней].

Содержание

  • 1 Периодизация
  • 2 Жизнь в голоцене
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Периодизация

Периодизация голоцена на основе схемы Блитта—Сернандера:

Геологический раздел Климатическая стадия Пыльц. зона Датировка
Голоцен Субатлантик X с 450 гг. до н. э.
IX
Суббореал VIII 3710—450 гг. до н. э.
Атлантик VII 7270—3710 гг. до н. э.
VI
Бореал V 8690—7270 гг. до н. э.
Пребореал IV 9610—8690 гг. до н. э.
Плейстоцен
Поздний дриас III 10730—9700 ± 99 гг. до н. э.
См. также: Циклы Бонда | Римский климатический оптимум

Жизнь в голоцене

Основная статья: История жизни на Земле#Голоцен

Бронзовое ожерелье времён голоцена, музей в городе Тулуза, Франция[5]

Жизнь животных и растений незначительно изменялась в течение голоцена, но имеются большие перемещения в их распределениях. Множество больших животных, включая мамонтов и мастодонтов, саблезубых кошек (подобно смилодонам и гомотериям) и гигантских ленивцев начали вымирать с позднего плейстоцена по ранний голоцен. В Северной Америке многие животные, процветавшие в других краях (включая лошадей и верблюдов), вымирали. Некоторые объясняют сокращение Американской мегафауны прибытием предков Американских индейцев, но всё же большинство учёных утверждает, что большее влияние оказало изменение климата[6].

Люди начали жить в то время в гамбургской культуре, культуре федермессер[7] и натуфийской культуре[8], в которых возникли древнейшие города мира из существующих в настоящее время, например, Иерихон на Среднем Востоке.
Bufalogigante.jpg

5 тыс. лет назад

Совр.jpg

сегодня

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики