ФЭНДОМ

13797487.jpg

Гиенодо́ны (лат. Hyaenodon) — вымерший род хищных млекопитающих семейства гиенодоновых. Обитали с эоцена по миоцен (примерно от 42 до 16 миллионов лет назад) на территории Северной Америки, Азии и Европы.

Содержание

  • 1 История изучения
    • 1.1 Открытие
  • 2 Описание
  • 3 Образ жизни
  • 4 Классификация
  • 5 В культуре

История изучения

Открытие

Первые останки принадлежащие гиенодонам были обнаружены в 1853 году Джозефом Лейди в Вайт Ривер Бэдлэндс в Небраске. Тогда были обнаружены останки сразу двух видов: Hyaenodon horridus и Hyaenodon crucians. В 1948 году в Гоби Монгольской палеонтологической экспедицией АН С

000008.jpg

ССР под руководством Ефремова И. А. были найдены черепа и кости гиенодонов.

Описание

Некоторые виды этого рода были среди наибольших наземных плотоядных млекопитающих своего времени, другие имели размер куницы. Крупные виды достигали в длину более чем 4 метров, имея череп длиной 62 сантиметра. Зубная формула:

Образ жизни

795358431.jpg

Гиенодоны были плотоядными млекопитающими.

Классификация

Подрод Neohyaenodon Thorpe, 1922

  • H. (N.) vetus Stock, 1933 (син.: Pterodon californicus) — средний — поздний эоцен, США (Калифорния, Техас, Вайоминг).
  • H. (N.) cruentus — поздний эоцен — ранний олигоцен, США (Южная Дакота).
  • H. (N.) horridus Leidy, 1853 (син.: H. cruentus ?) — поздний эоцен — средний олигоцен, США (Нью-Мексико, Южная Дакота, Техас, Вайоминг) и Канада (Саскачеван).
  • H. (N.) megaloides Mellett, 1977  — поздний эоцен, США (Вайоминг).
  • H. (N.) mongoliensis Dashzeveg, 1964 (син.: Megalopterodon mongoliensis) — поздний эоцен, Монголия.
  • H. (N.) gigas Dashzeveg, 1985  — поздний эоцен, Монголия (Эргилин-Дзо).

Подрод Protohyaenodon Stock, 1933

  • H. (P.) venturae Mellett, 1977 (син.: Н. exiquus Gervais, 1872 ) — средний — поздний эоцен, США (Калифорния, Вайоминг).
  • H. (Р.) crucians Leidy, 1853 (син.: H. leptocephalus; H. paucidens; Pseudopterodon minutus) — средний эоцен — ранний олигоцен, США (Техас, Монтана, Небраска, Вайоминг, Южная Дакота) и Канада (Саскачеван).
  • H. (Р.) montanus — средний — поздний эоцен, США (Техас, Южная Дакота, Вайоминг).
  • H. (Р.) microdon — поздний эоцен, США и Канада (Саскачеван).
  • H. (Р.) mustelinus Scott, 1895  — поздний эоцен — ранний олигоцен, США (Вайоминг, Южная Дакота) и Канада (Саскачеван).

Виды, не включённые в состав предыдущих подродов:

  • H. yuanchuensis Young, 1937  — средний эоцен, Китай (Шаньси).
  • H. incertus Dashzeveg, 1985  — поздний эоцен, Монголия (Эргилин-Дзо).
  • H. eminus Matthew & Granger, 1925 (син.: H. chunkhtiensis Dashzeveg, 1985 ) — поздний эоцен, Монголия (Эргилин-Дзо).
  • H. raineyi — поздний эоцен, США.
  • H. heberti — поздний эоцен, Европа.
  • H. brachyrhynchus — поздний эоцен, Франция (Юг — Пиренеи).
  • H. requieni — поздний эоцен, Франция (Прованс, Юг — Пиренеи, Лангедок — Руссильон).
  • H. minor — поздний эоцен, Франция (Юг — Пиренеи, Лангедок — Руссильон) и Англия.
  • H. filholi Schlosser, 1877 (син.: H. vulpinus) — поздний эоцен, Франция (Юг — Пиренеи).
  • H. leptorhynchus Laizer & Parieu, 1838  — ранний олигоцен, Франция (Овернь).
  • H. pervagus Matthew & Granger, 1924 (син.: H. aymardi Filhol ; H. dubius Lange-Badré ; H. neimongoliensis Huang & Zhu, 2002 ) — ранний олигоцен, Франция (Овернь), Кавказ, Казахстан (Челкар-Тениз), Монголия (Гсанда-Гол), Китай (Ганьсу).
  • H. brevirostrus Macdonald, 1970  — средний — поздний олигоцен, США (Южная Дакота).
  • H. rossignoli — Европа.
  • H. milloquensis — поздний олигоцен, Европа.
  • H. bavaricus — поздний олигоцен, Европа (Германия).
  • H. weilini Wang, Qiu & Wang, 2005  — ранний миоцен, Китай (Чангжьяпинг).
Мезозой Кайнозой Эра
Палеоген Неоген Чт П-д
Палеоцен Эоцен Олигоцен Миоцен лиоцен плейстоцен голоцен Эп.
251 65,5 55,8 33,9 23,03 5,33 2,59
млн.

лет

0,0117

В культуре

  • В цикле романов Эдгара Берроуза о Пеллюсидаре главный герой приручает гиенодона вместо собаки.
  • В романе Кеннета Оппеля «Тёмное крыло» (Darkwing) гиенодоны являются одними из отрицательных персонажей.
  • В сериале BBC «Прогулки с чудовищами» (Walking with Beasts) гиенодоны появляются в 3-ей серии, во время рассказа о Монголии эпохи олигоцена.
  • Гиенодон — один из видов в компьютерной игре Evolution («Эволюция. Игра разумной жизни») производства Discovery Channel Multimedia (1997).
  • Гиенодоны - одни из многочисленных существ, проникающих в наш мир через аномалии в сериале "Портал юрского периода".

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики