ФЭНДОМ

Гигантопитек.jpg
Гигантопитеки (лат. Gigantopithecus) — род человекообразных обезьян, существовавший в позднем миоцене, плиоцене и плейстоцене на территории современных Индии, Китая, Таиланда и Вьетнама.

Известны два вида этого рода: Gigantopithecus bilaspurensis, который жил между 9 и 6 млн лет тому назад в Китае, и Gigantopithecus blacki, который жил на севере Индии по крайней мере 1 млн лет тому назад. Иногда выделяют третий вид, Gigantopithecus giganteus.

Содержание

  • 1 Ископаемые останки
  • 2 Описание
  • 3 В современной научно-популярной литературе
  • 4 В художественной литературе
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Ископаемые останки

Первые останки гигантопитека нашёл немецкий палеонтолог Густав фон Кенигсвальд, который в 1935 году купил в Гонконге в китайском магазине, торговавшем средствами традиционной медицины, обезьяньи зубы, вдвое большие чем зубы гориллы. Китайские торговцы называли их «драконовыми зубами». Эти зубы, хотя и очень большие, имели некоторые общие черты с зубами людей, на основании чего среди палеоантропологов возникла гипотеза о гигантских предках человека. Находка целой челюсти гигантопитека в 1956 году убедительно доказала, что она принадлежит большой человекообразной обезьяне. Гигантопитеки известны, в основном, по находкам угловых зубов (размером 2,5 см), элементов нижней челюсти и, возможно, фрагментов плечевой кости, которые значительно превышают размером свои соответствия у современных человекообразных обезьян. По оценкам специалистов гигантопитеки имели рост до трёх и даже до четырёх[1] метров и весили от 300 до 550 кг, то есть были самыми крупными обезьянами всех времён. Однако эти оценки не могут считаться окончательными, потому что базируются на очень небольшом количестве окаменелых находок и были вычислены на основе пропорций, присущих строению скелета современных приматов.

Описание

Считается, что питались гигантопитеки в основном бамбуком. Такой вывод делается из строения их зубов, которые демонстрируют приспособление к пережёвыванию растительной пищи, а также того факта, что рядом с остатками гигантопитеков находили окаменелости панд, известных своей привычкой питаться исключительно побегами бамбука. Ближайшими родственниками гигантопитеков считаются значительно меньшие размером сивапитеки, которые жили на северо-востоке Европы, в Азии и Африке. Ближайшим родственником из ныне существующих видов можно назвать орангутанов, относящихся к тому же подсемейству понгин, что и гигантопитек[2]. На исходе плейстоцена гигантопитеки могли сосуществовать с людьми вида Homo erectus, которые начали проникать в Южную и Восточную Азию из Африки через Ближний Восток. Окаменелые остатки свидетельствуют о том, что гигантопитеки были самыми крупными приматами всех времён. Будучи похожи по строению тела на современных горилл, очевидно, они передвигались на четырёх конечностях.

В том, что касается питания, существуют теории, которые доказывают как минимум всеядность этих животных: так, найденная в 1957 году челюсть гигантопитека вместе с костями крупных травоядных, в китайском гроте Лэнцзай на отвесной 90-метровой скале, служит доказательством как хищности, так и силы гигантопитека. Хотя окончательно неизвестно, что именно было причиной их вымирания, большинство исследователей считает, что среди главных причин были климатические изменения и конкуренция за источники питания со стороны других, более приспособленных видов — панд и людей, и, возможно, количественные или видовые изменения фауны, служащей источником питания.

В современной научно-популярной литературе

Обоснованное предположение о возможном уровне интеллекта гигантопитека выдвинул[1] российский антрополог Станислав Дробышевский: Обстоятельства исторической находки Кенигсвальда прямо указывают на самый значимый из затрудняющих палеоантропологические изыскания факторов, — нелегальный рыночный спрос в отношении костных останков вымирающих видов со стороны трёх миллиардов адептов традиционной азиатской медицины, — считает[3] российский публицист Владимир Баюклин:

В художественной литературе

Приматы, по описанию очень похожие на гигантопитеков, описаны в повести Жозефа Рони-Старшего «Борьба за огонь». В фантастическом романе Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» присутствует сцена столкновения человека и гигантопитека:

В фантастическом «Мире будущего» романов братьев Стругацких каким-то образом существуют живые гигантопитеки. Они не фигурируют там напрямую, но упоминаются в романе «Хищные вещи века»:

Вероятно, именно гигантопитеки послужили прототипом созданий, играющих довольно важную роль в цикле фантастических романов «Мир Реки» американского писателя-фантаста Филипа Хосе Фармера. Подобно неандертальцам, они представляют вымершую боковую ветвь людей — так называемых «титантропов», габаритами схожих с гигантопитеками, но отличающихся внешне и трофически.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики