ФЭНДОМ

Гиганотозавр (лат. Giganotosaurus, от др.-греч. γίγας — гигантский, νότος — юг, σαῦρος — ящер, буквально — гигантский южный ящер) — крупный плотоядный динозавр верхнемеловой эпохи из семейства кархародонтозаврид надсемейства аллозавроид. Описан аргентинским палеонтологом Родольфо Кориа в 1995 году по почти полному скелету сеноманского яруса (99,6—93,5 млн лет назад[1]) из формации Канделерос (Рио Лимай) вблизи от провинции Неукена (Аргентина). По длине тела (голотип — 12,2—12,5 м[2][3], крупнейший известный экземпляр ≈13,2 м[4]) был самым крупным представителем теропод, наравне с тираннозавром (крупнейший полный скелет — 12,3—13,2 м, крупнейшие фрагментарные окаменелости — свыше 14 м) и спинозавром (крупнейшая особь, чей размер возможно адекватно оценить — 15—16 м)[5].

Ги

Содержание

1036-Giganotosaurus 4dc7
  • 1 Описание
  • 2 Экземпляры и история их открытия
  • 3 Систематика
  • 4 Палеобиология и палеоэкология
  • 5 В мировой культуре
  • 6 Примечания

Описание

Сравнение 5 самых крупных тероподов (гиганотозавр показан зелёным)

Бедренная и большеберцовая кости имеют примерно равную длину. Это означает, что гиганотозавр не был часто бегающим животным. Поскольку его основной добычей были большие зауроподы, такие как титанозавры, ему и не нужна была большая скорость для охоты. Весил он примерно в районе 7—8 тонн[6], хотя существуют оценки, указывающие массу крупнейшего известного образца гиганотозавра в целых 13.8 тонн[7]. Череп гиганотозавра отличался от черепа кархародонтозавра в первую очередь своей удлинённостью. Предглазничная фенестра была длиннее, а латеральная височная фенестра — шире. Развита и орнаментация черепа — гребни на носовых костях, над глазами. Это повышало прочность черепа и уменьшало его уязвимость в драке. В остальном эти животные довольно схожи между собой. Следует отметить, что в отличие от тираннозавра, кархародонтозавры не обладали достаточно развитым бинокулярным зрением, их мозг был меньше по объёму, а телосложение несколько легче. Таким образом, эта группа тероподов обладала более примитивными чертами по сравнению с тираннозаврами.

Гиганотозавр имел один из самых длинных черепов среди всех известных тероподов. Рассчитанный размер черепа голотипа — 1,8 м, второго экземпляра — 2 м[8], что на 50 см больше самого большого черепа тираннозавра (самый крупный из известных черепов тираннозавра имеет около 1,5 м в длину). Хотя, с другой стороны, существует мнение, что в действительности черепа гиганотозавров были несколько короче — до 1,6 м у голотипа[9].

Гиганотозавр, кархародонтозавр и тираннозавр были крупнейшими из всех известных наземных плотоядных динозавров. Исследования, приведённые в 1999 году в университете Северной Каролины (США), показали, что гиганотозавр и тираннозавр имели некую форму обмена веществ, свойственную теплокровным[10].

Экземпляры и история их открытия

Giganotosaurus mapusaurus tyrannotitan by paleoguy-d7hae3c

сравнение Гиганотозавра,Мапузавра и Тираннотиана

Череп голотипа

Вид Giganotosaurus carolinii был назван в честь «охотника за ископаемыми останками» Рубена Каролини, нашедшего останки (экземпляр под индексом MUCPv-Ch1) в формации Рио Лимай (Патагония) в 1993 году. В 1995 году новый вид был описан палеонтологами Родольфо Кориа и Леонардо Салгадо[11]. Сохранилось около 70 % скелета, включая части черепа, таз, задние конечности и большинство позвонков. Оценочный размер особи — около 12,2—12,5 м в длину[2][3]. Экземпляр хранится в музее Museo Carmen Funes[en] города Неукен. Второй экземпляр (MUCPv-95) — кусок нижней челюсти — был обнаружен палеонтологом Хорхе Кальво в 1987 году и через 2 года описан[12]. Он на 8 % больше части челюсти голотипа, оценка длины экземпляра даёт 13,2 м при весе более 8 т[4]. Учитывая относительно небольшую выборку конкретных образцов гиганотозавров, они, вероятно, могли достигать и еще более крупных размеров.

Систематика

Giganotosaurus 2 l

В 2006 году из позднего сеномана формации Huincul в Рио Лимай был описан ещё один кархародонтозавр — мапузавр (Mapusaurus roseae). Было обнаружено скопление скелетов нескольких разновозрастных особей, длиной от 5 до 12 метров. Это животное очень сходно с гиганотозавром, отличаясь от него более высоким и узким черепом. Оба динозавра, наряду с тираннотитаном, в ходят в группу Гигантозаврини. Скелет гиганотозавра

Из более древних (апт) отложений провинции Чубут в Аргентине в 2005 году Ф. Новас и его коллеги описали тираннотитана (Tyrannotitan chubutensis) — примитивного кархародонтозаврида, достигавшего 11 метров в длину. От своих родичей он отличается более массивным телосложением и деталями строения черепа.

  • Инфраотряд Тетануры (Tetanurae)
  • † Надсемейство Аллозавроиды (Allosauroidea)
  • † Семейство Кархародонтозавриды (Carcharodontosauridae)
    • † Род Acrocanthosaurus
    • † Род Shaochilong
    • † Подсемейство Carcharodontosaurinae
      • † Род Carcharodontosaurus
      • † Триба Giganotosaurini
        • † Род Tyrannotitan
        • † Род Mapusaurus
        • † Род Giganotosaurus
          • † Вид Giganotosaurus carolinii

Палеобиология и палеоэкология

Г

Скелеты гиганотозавра и лимайзавра

Гиганотозавр был обнаружен в формации Канделерос, принадлежащей подгруппе Рио Лимай, группе Неукен. Также в этой формации были обнаружены останки змей, черепах, рыб, амфибий и динозавров с птерозаврами. Среди зауропод можно назвать 15-метровых Andesaurus, Nopcsaspondylus, Limaysaurus, охота на которых не представляла для крупного хищника большой сложности. Кроме зауроподов в Канделеросе были обнаружены целурозавры Bicentenaria, Buitreraptor, Alnashetri и крупный (11 м) абелизаврид Ekrixinatosaurus. Таким образом, в своей среди гиганотозавр был сверххищником и находился на самой вершине пищевой цепи. Бланко и Массетта (2001) подсчитали, что для гиганотозавра растущий дисбаланс при увеличении его скорости при беге будет представлять собой верхний предел 14 метров в секунду (50 км/ч) до его ходовой скорости, после чего была бы потеряна минимальная стабильность[13].

В мировой культуре

  • Гиганотозавр был самым опасным в игре Dino Crisis 2, где был представлен как версия теропода превосходившая размерами тираннозавра рекса, достигавшая 20 метров в длину. В игре гиганотозавр выглядит неправильно.
  • Гиганотозавр был представлен в одном из спецвыпусков британского сериала «Прогулки с динозаврами», где был показан как социальное животное, охотящееся в стае на титанозавров.
  • Достаточно реалистично гиганотозавр был продемонстрирован в научно-популярном фильме «Динозавры: Гиганты Патагонии».
  • Одной из игрушек серии Zoids был армированный гиганотозавр по имени Gojulas Giga.
  • Гиганотозавр был описан в книге «The World Beneath» из книжного цикла «Динотопия».
  • Гиганотозавр является главным монстром в фильме «Путешествие к центру Земли» 2008 года.
  • Гиганотозавр появился в фильме «Портал юрского периода». В фильме гиганотозавр больше реального.
  • Гиганотозавр был одним из бойцов в игре Warpath: Jurassic Park. В музее игры по ошибке был назван гиганотазавром.
  • Гиганотозавр появился в игре Turok. В игре гиганотозавр практически не убиваем[14].
  • В игре ARK Survival Evolved

гиганотозавр представлен одним из самых крупных и опасных хищников на острове, превосходящим размерами тираннозавра и спинозавра.