ФЭНДОМ

Артропле́вры (лат. Arthropleura) — род ископаемых гигантских двупарногих многоножек (Diplopoda), известный из отложений верхнего карбона — нижней перми (314,6—290,1 млн лет назад)[2]. Остатки обнаружены на территории Польши[3], Германии, Бельгии, Англии[2], Шотландии[источник не указан 479 дней] и северо-востока

Артроплевра 3Д реконструкция.jpg

Северной Америки[источник не указан 479 дней]. Артроплевры — самые крупные из известных сухопутных беспозвоночных[источник не указан 479 дней].

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Строение
  • 3 Питание
  • 4 Ихнофоссилии
  • 5 Объяснение гигантизма
  • 6 Примечания

Этимология

Латинское название рода образовано от др.-греч. ἄρθρον — сустав и πλευρά — бок, ребро».

Строение

Тело было плоское и состояло из ряда сегментов, заходивших один за другой. У артроплевры было 30 пар ног. Длина тела была от 0,3 до 2,6 метров. Реконструкция внешнего вида Arthropleura armata

Питание

Чем питались артроплевры — спорный вопрос среди учёных, поскольку ни на одной из окаменелостей не сохранился рот. На этом основано предположение, что особо больших и хорошо склеротизированных челюстей у неё не было. По всей видимости, они питались растительной пищей. Были обнаружены их окаменелые останки со спорами папоротников (Polypodiophyta)[нет в источнике] и фрагментами плауновидных (Lycopodiophyta) в кишечнике[4]. Возможно, что маленькие артроплевры были вегетарианцами, а большие были всеядны, используя свои челюсти как для питания растительностью, так и для охоты на маленьких животных. Считается, что среднего размера артроплевра, возможно, съедала до тонны растительности в год. Анализ содержимого кишечника выявил присутствие в нём тканей плаунов (Lycopodiophyta)[4][5].

Ихнофоссилии

Окаменевшие следы артроплевр были найдены во многих местах. У следов есть отдельное название — Diplichnites cuithensis[6].

Объяснение гигантизма

Широко распространена гипотеза о том, что достижение артроплеврами рекордно крупных размеров стало возможным в связи с повышенным содержанием кислорода в атмосферном воздухе каменноугольного периода, которое делало трахейную дыхательную систему более эффективной, а также благодаря отсутствию крупных наземных позвоночных, которые могли бы выступать в роли хищников. Соответственно, вымирание в начале пермского периода связывают со снижением содержания кислорода в атмосфере в связи с изменением климата тропических областей.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики