ФЭНДОМ

Анурогнат[1][2] (лат. Anurognathus от греч. αν — без, оυρα — хвост и γναθος — челюсти) — род малых птерозавров из семейства Anurognathidae, живших в конце юрского периода (верхний титонский век, 150,8—145,0 млн лет назад[3]). Единственным видом является Anurognathus ammoni. Анурогната назвал и описал в 1923 году немецкий биолог Людвиг Дёдерляйн[4]. Родовое название дано из-за сравнительно небольшого, по сравнению с другими рамфоринхами, хвоста[5]. Видовое название — в честь баварского геолога Людвига фон Аммона, из коллекции которого Дёдерляйн приобрёл образец в 1922 году.

0u44dd12bb-37421493-655019bb.jpg

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Систематика
  • 3 Палеобиология
  • 4 В культуре
  • 5 Примечания

Описание

Род Anurognathus основан на голотипе BSP 1922.I.42, найденном в зольнхофенских известняковых карьерах вблизи Айхштета, Бавария и состоит из относительно полного, но разрушенного скелета на плите. Контрплита отсутствует, бо́льшая часть скелета присутствует только в виде отпечатка.

0u6ead816f-1cf525f6-169024d4.jpg

У анурогната была короткая голова с игольчатыми зубами для ловли насекомых, и, хотя он традиционно относится к «рамфоринхоидным» птерозаврам, его хвост был относительно коротким, что оставляло ему больше манёвренности во время охоты[6]. По словам Дёдерляйна, укороченный хвост анурогната был похож на пигостиль современных птиц[5]. Более типичные «рамфоринхоидные» черты включают удлинённый пятый палец ноги и короткие пястные кости и шею[5]. С размахом крыльев в 50 сантиметров и длиной тела в 9 сантиметров (включая голову), весил анурогнат немного: в 2008 году Марк Уиттон оценил массу птерозавра в 40 граммов, а размах крыльев в 35 сантиметров[7]. В 1975 году Петер Велльнхофер заново описал голотип. Позже был обнаружен второй, меньший экземпляр, возможно, подростковой особи. Плита и контрплита с его останками были разделены и проданы в частные коллекции; ни один образец не имеет официальной регистрации. Этот экземпляр описал Кристофер Беннет в 2007 году, он оказался более полным и более целостным. Он сохранил оттиск большей части кожистой мембраны крыла, и в ультрафиолетовом свечении становятся видны остатки мышц бедра и плеча. Окаменелость предоставила новую информацию по многим вопросам анатомии. Череп представляется очень коротким и широким, его ширина была больше, чем длина. Выяснилось, что Велльнхофер неправильно реконструировал череп в 1975 году, приняв большие глазницы за предглазничные отверстия, которые у большинства птерозавров больше, чем орбиты. Но у анурогната они были маленькими и вместе с ноздрями расположены в передней части плоского рыла. Глаза смотрели вперёд, обеспечивая животному бинокулярное зрение. Большая часть черепа состояла из костных распорок. Предполагаемый пигостиль отсутствовал; изучение реальных девять хвостовых позвонков вместо отпечатка на плите показало, что они были не слиты воедино, хотя и сильно редуцированы. Палец крыла был лишён четвёртой фаланги. По словам Беннета, видная около голени мембрана показывает, что крыло рептилии доходило до голени, и было, таким образом, коротким и широким. Беннет также повторно исследовал голотип, интерпретировав шишки на челюстях как признак того, что волосы образовывали выступающую щетину на морде животного[8].

Систематика

В 1937 году немецкий палеонтолог Оскар Кун отнёс анурогната к семейству Anurognathidae. В современной кладе Anurognathidae анурогнат является сестринским таксоном клады Asiaticognathidae, куда входят роды Batrachognathus, Dendrorhynchoides и Jeholopterus.

Палеобиология

Согласно Дёдерляйну, анурогнат, благодаря длинным крыльям, был быстрым летуном, стремительно поражавшим свою добычу, как современные козодои. Беннет, однако, исходя из открытия крыльев гораздо более коротких, в сочетании с коротким хвостом, делает вывод, что анурогнат был медленным летающим хищником, делавшим упор на манёвренность, а его большие глаза приспособлены к сумеречному образу жизни. Это также подтверждается большой гибкостью суставов пальца крыла.

В культуре

Анурогнаты фигурируют во второй серии научно-популярного сериала производства BBC «Прогулки с динозаврами», где они представлены комменсалами диплодоков, объедавших насекомых с их кожи. Подобный образ жизни делает их очень похожими на современных волоклюев. Анурогнат был показан в пятом эпизоде научно-фантастического телесериала производства ITV «Портал юрского периода». Здесь он ошибочно изображается живущим в позднем меловом периоде, около 85 миллионов лет назад. Его поведение в сериале напоминает поведение пираньи. Авторы сериала наделили этого птерозавра острым обонянием, способным почувствовать кровь на значительном расстоянии. Стая анурогнатов была изображена поедающей плоть с туши в течение нескольких минут, что расходится с реальными анатомическими особенностями животного. Скорее всего, анурогнат питался насекомыми, подобно современному лягушкороту[6]. Эти изменения были сделаны в сериале намеренно для придания драматического эффекта[9].

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики