ФЭНДОМ

1d
Аммониты[1] (лат. Ammonoidea) — вымерший подкласс головоногих моллюсков, существовавших с девона по мел. Своё название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона с закрученными рогами.

Аммониты вымерли в ходе мел-палеогенового вымирания.

Содержание

  • 1 Строение
  • 2 Образ жизни и экология
  • 3 Термин
  • 4 Геологическое значение
  • 5 Мифология
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Строение

Большинство аммонитов имели наружную раковину, состоящую из нескольких оборотов, располагающихся в одной плоскости, соприкасающихся друг с другом или в различной степени перекрывающих друг друга. Такие раковины называются мономорфными. Значительно реже (в основном в меловом периоде) встречаются аммониты с раковиной неправильной формы — гетероморфной.

Объемлемость оборотов отражает отношение последующего оборота к предыдущему. По этому признаку раковины аммонитов делятся на инволютные (полное перекрывание), полуинволютные и полуэволютные (частичное перекрывание), эволютные (последующий оборот только соприкасается с предыдущим).

Раковина аммонитов была разделена на много камер, ближайшая к устью была жилой. Длина жилой камеры варьируется от 0,5 до 2 оборотов. Большинство камер, если судить по современным наутилусам, было заполнено газом (воздушные камеры), несколько — жидкостью (гидростатические камеры). Перегородка между камерами аммонитов имеет гофрированный край, который образует сложную линию прикрепления к раковине — лопастную линию. Её строение — один из основных систематических признаков аммонитов. Выделяют четыре типа лопастной линии.

Различна также скульптура раковины: различают гладкие и разнообразные скульптурированные раковины с различным типом ветвления ребер, местоположением бугорков и т. д. Размеры аммонитов различны: от 1—2 см до 2 м в диаметре (Parapuzosia seppenradensis).

По мнению палеонтолога Л. А. Догужаевой некоторые аммониты (Ptychoceras) могли иметь гетероморфную внутреннюю раковину.

Образ жизни и экология

Большинство аммонитов относится к экологической группе нектона, то есть свободно плавающих в толще воды организмов. Некоторые гетероморфные формы были представителями бентосного (донного) сообщества. Хищники. Стеногалинны (живут только при определённой солёности). Лучшими пловцами среди аммонитов были формы с чётко выраженным килем (например Cardioceras — см. рис. выше). Многие палеонтологи считают, что сложная лопастная линия — это приспособление к широкому распространению по вертикали в толще воды (эврибатности), так как сложная лопастная линия имеет большую площадь, а следовательно, лучше упрочняет раковину.

Термин

Ещё Плиний Старший в I веке н. э. назвал окаменелости этих организмов ammonis cornua («рога Амона») — в честь древнеегипетского солнечного божества Амона Фиванского, изображавшегося с закрученными рогами овна, которые напоминает раковина аммонитов. Культ Амона был чрезвычайно распространен во время древнеегипетских Среднего и Нового царств. Жрецы провозгласили его одним из воплощений бога Ра, который был главным божеством египетского пантеона, и стали называть его Амон-Ра. В 1749 году Ж. Бюффон дал описание аммонитов под названием «О великих извитых раковинах Аммоновыми рогами называемых, и о некоторых великих костях животных»[2].

Научное латинское название «аммонитос» было дано в 1789 году французским зоологом Жаном Брюгье. В те времена был известен только один род аммонитов, а сейчас их насчитывается уже около 3 тысяч и постоянно появляются описания новых видов.

В Англии конца XVIII — начала XIX века аммониты назывались «закрученными камнями» (англ. screw-stones)[3].

Геологическое значение

Ископаемая раковина аммонита вида Discoscaphites iris

Аммониты — крайне важная для стратиграфии группа морских ископаемых. Интенсивная эволюция и быстрое расселение аммонитов из района возникновения определили факт, что аммониты являются чрезвычайно важными руководящими ископаемыми. Особенно важна эта группа для расчленения отложений юрской и меловой системы.

Мифология

Раковина аммонита для многих народов мира считается символом семейного счастья, достатка и благополучия, а в более широком понимании — бесконечности. Аммонит дает предвидение и ощущение связи времен. Не имеет ограничений по знакам Зодиака. В Ирландии их называли «окаменевшими змеями», в Германии — «золотыми улитками». Шаманы и колдуны использовали аммонита для связи с «другим» миром и для усиления предвидения. Греки, как и египтяне, клали раковину аммонита в изголовье на ночь и верили, что они увидят грядущей ночью хороший сон.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики