ФЭНДОМ

Аардоникс (лат. Aardonyx, буквально — коготь из земли) — род растительноядных динозавров из подотряда завроподоморфов, живших в нижнем юрском периоде (около 195 миллионов лет назад) на территории нынешней ЮАР. Представлен единственным видом — Aardonyx celestae[1].

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Классификация
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Описание

Вид Aardonyx celestae был найден в 2009 году в раннеюрских отложениях (синемюрский — плинсбахский ярусы) Южной Африки. Раскопки проводились в геологической формации Upper Elliot Formation в местности Marc’s Quarry. Палеонтологам удалось найти большое количество костей и их фрагментов, которые, вероятно, принадлежат двум разным особям (экземпляры BP/1/6254 и BP/1/6505).

Aardonyx celestae Csotonyi.jpg
981-1-f.jpg

Описан в 2010 году палеонтологом Адамом Йатсом (Adam Yates) и его коллегами. Название рода образовано от языка африкаанс «аard» — земля и греческого «onyx» — коготь. Видовое название дано в честь Селесты Йатс (Celeste Yates), которая открыла и подготовила большую часть первых ископаемых данного вида. При жизни динозавр был около 7 метров в длину. У него была длинная шея и небольшая голова, напоминавшая по виду голову типичных зауроподов — гигантских четырёхногих динозавров. Обладает характерными передними конечностями, которые являются промежуточными между прозавроподами и завроподами. Строение конечностей ящера указывает на то, что он предпочитал передвигаться на четырёх конечностях, однако был способен ходить и на задних двух. Анализ челюстей позволил установить, что A. celestae был травоядным.

По словам исследователей, новый вид позволяет прояснить эволюцию четырёхногих динозавров. При этом, однако, 200 миллионов лет назад зауроподы уже обитали на земле, поэтому учёные считают, что перед ними именно переходное звено, которое непосредственным предком четырёхногих гигантов не является[2].

Классификация

Кладограмма, показывающая положение аардоникса среди завроподоморфов after Yates et al., in print.

Sauropodomorpha 

 Plateosauridae 

 Riojasauridae 

 Gryponyx 

 Massospondylidae 

 Yunnanosaurus 

 Jingshanosaurus 

 Anchisauria 

 Anchisaurus 

 Aardonyx 

 Melanorosaurus 

 Sauropoda 

 Antetonitrus 

 Lessemsaurus 

 Gongxianosaurus

 Tazoudasaurus 

 Vulcanodon 

 Eusauropoda

Aardonyx относится к сестринской группе четвероногих зауроподоморфов (Melanorosaurus + Sauropoda), находится на вершине базальных зауроподоморфов-зауроподов и таким образом является переходным звеном между ними. По классификации A. M. Yates (2009) Aardonyx относится к таксону Anchisauria[1].

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики